Иранский военный стратег, идеолог внешней политики Ирана генерал Касем Сулеймани убит в результате авиаудара США. Для многих в Иране он национальный герой, другие видят в нем воплощение зла. Именно он, как считается, убедил российского президента Владимира Путина вмешаться в конфликт в Сирии. Кем был Сулеймани и какое влияние оказал?
Как пишет Би-би-си, Сулеймани сыграл важную роль в распространении иранского влияния на Ближнем Востоке, которое пытались сдерживать как США, так и Саудовская Аравия и Израиль — главные противники Тегерана в регионе.
Генерала считали главным стратегом, стоящим за военными начинаниями Ирана. Он обладал почти одинаковым влиянием как в Иране, так и в Сирии, Ливане, Ираке и Йемене.
Он был движущей силой политики Ирана, направленной на создание регионального союза шиитских государств. В странах, где руководящие посты занимают сунниты, Сулеймани называли главным врагом.
Он сумел изменить расклад сил в сирийской войне в пользу Башара Асада и усилить влияние Ирана на Ирак. Его обвиняли в гибели сотен американских военных в Ираке и причастности к нападениям на Израиль.
В Ираке «Аль-Кудс» и лично Сулеймани обвиняли в жестоком подавлении протестов.
Он считался самым эффективным сотрудником военной разведки в регионе и был правой рукой верховного лидера Ирана Али Хаменеи. «Аль-Кудс» американские власти в прошлом году внесли в список террористических организаций.
В Иране его как почитали, так и ненавидели. В 2017 году в стране появилось движение, которое призывало генерала баллотироваться в президенты. Однако многие беспокоились, что в случае его победы на выборах Корпус стражей Исламской революции получил бы практически неограниченную власть.
Сулеймани с одной стороны хвалили за успешную борьбу с джихадистами из ИГ, с другой считали его ответственным за гибель людей в Сирии, а также называли причастным к нападениям на американские военные объекты и базы коалиции США на Ближнем Востоке.
Бывший сотрудник ЦРУ Джон Магуайр в 2013 году называл его «самым влиятельным агентом на Ближнем Востоке на сегодняшний день», о котором при этом «никто не слышал».
В 2014 году тогдашний министр иностранных дел Канады Джон Бэрд назвал генерала, боровшегося с террористами, «агентом террора, притворяющимся героем». Некоторые американские политики высказались в том же духе после смерти генерала Сулеймани.
Все думают только о нем
Влияние Сулеймани усилилось с того момента, как его войска поддержали президента Сирии Башара Асада в гражданской войне, которая продолжается с 2011 года. «Аль-Кудс» помогли вооруженным группировкам победить Исламское государство.
«В комнате может быть десять человек, и когда Сулеймани заходит, он не садится с остальными. Он сидит на другой стороне комнаты, очень тихо. Не говорит, ничего не комментирует, просто сидит и слушает. И поэтому, конечно, все думают только о нем», — так описал изданию New Yorker генерала Сулеймани бывший высокопоставленный иракский чиновник.
По его словам, иранский военачальник на публике обычно не привлекал к себе внимания и едва ли повышал голос, чем демонстрировал черту, которую арабы называют «хилиб» или преуменьшение харизмы.
Раннее начало карьеры
Касем Сулеймани родом из скромной семьи. Он родился в 1957 году в провинции Керман на юго-востоке Ирана. Окончив пять классов начальной школы, в 13 лет он начал работать разнорабочим на строительной площадке. В свободное время он занимался тяжелой атлетикой и посещал проповеди Али Хаменеи — ныне верховного лидера Ирана.
Во время исламской революции в 1979 году, будучи 22-летним молодым человеком, Сулеймани начал свою карьеру в военных кругах Ирана и сразу записался в Корпус стражей Исламской революции. По данным издания Foreign Policy, впервые он получил связанные с военными действиями задачи после всего шести недель военной тактической подготовки.
Из ирано-иракской войны, которая продолжалась восемь лет — с 1980 по 1988 годы, — Сулеймани вышел героем. Уже тогда он возглавлял операции, проводимые за границей страны.
Сулеймани возглавил спецподразделение «Аль-Кудс» в 1998 году. Эти войска отвечают за проведение спецопераций за пределами страны, поддержание контактов с шиитскими партиями, движениями и вооруженными формированиями в других странах. Поначалу в течение нескольких лет Сулеймани был в тени, укрепляя связи Ирана с шиитской «Хезболлой» в Ливане, сирийскими группировками Асада и шиитов в Ираке.
Но со временем под его руководством войска «Аль-Кудс» значительно расширили свое влияние в разведывательной, финансовой и политической сферах за пределами Ирана.
Влияние на войну в Сирии
Несмотря на идеологическое противостояние США и Ирана, в некоторые периоды им приходилось объединяться для борьбы. В 2001 году Иран предоставил США военную разведку для поддержки вторжения с целью свержения талибов в Афганистане, а в 2007 году Вашингтон и Тегеран направили своих представителей в Багдад для переговоров по поводу ухудшающейся ситуации в регионе. Тогда бывший премьер-министр Ирака Нури Малики боролся с растущим насилием на религиозной почве.
После восстановления правительства Ирака в 2005 году влияние Сулеймани распространилось на иракскую политику под руководством бывших премьер-министров Ибрагима аль-Джафари и Нури аль-Малики.
Во время борьбы Ирака против ИГ коалиция Сил народной мобилизации — поддерживаемое Ираном военное формирование шиитов — сражалась вместе с иракскими вооруженными силами.
После начала гражданской войны в Сирии в 2011 году Сулеймани приказал некоторым из иракских ополченцев защищать правительство Асада. Считается, что будучи в Москве в 2015 году, влиятельный генерал убедил Владимира Путина начать наступление на антиправительственные силы в Сирии. Это вмешательство стало одним из важнейших событий в новейшей истории российской политики, так как прежде Россия никогда не участвовала напрямую в военных действиях на территории арабских стран.
Визит Сулеймани в Москву стал важным шагом в планировании российской военной интервенции, которая изменила ход сирийской войны и создала новый ирано-российский альянс в поддержку Асада.
Российская сторона утверждает, что вмешалась в военные действия в Сирии по официальному запросу от Асада, который лично изложил проблемы, с которыми столкнулись правительственные войска.
Сулеймани в президенты и слухи о смерти
Глава отдела американских исследований в Тегеранском университете Мохаммед Маранди заявил, что роль Сулеймани в содействии победе над ИГ делает его «национальным героем» и «мучеником» для иранского народа и других стран Ближнего Востока. «Если бы не такие люди, как он, этот регион увидел бы черные флаги на всей своей территории», — сказал он.
Несколько лет назад в Иране началась кампания за то, чтобы генерал Сулеймани занялся политикой. Его назвали самым честным и наименее коррумпированным политиком Ирана и призвали баллотироваться на пост президента в 2017 году. Эти призывы, прозвучавшие в интернете, поддержал даже первый заместитель спикера иранского парламента, отметив, что с анализом политики генерал справился бы не хуже верховного лидера или Хасана Насраллы, лидера «Хезболлы».
Противники этой идеи опасались роста влияния и без того могущественного Корпуса стражей Исламской революции.
О смерти Сулеймани ранее уже не раз распространялись слухи, в первый раз его «похоронили» после авиакатастрофы 2006 года, в которой погибли другие военные чиновники Ирана. В 2012 году ходили слухи, что он погиб при взрыве бомбы в Дамаске. В результате взрыва тогда погибли основные помощники Башара Асада.
В ноябре 2015 года распространялись данные о том, что Сулеймани был убит или серьезно ранен силами, верными Асаду во время боев вокруг сирийского Алеппо.
В октябре этого года Тегеран заявил о сорванном заговоре между арабскими странами и Израилем с целью убить Сулеймани.