Карабах: победа митингующих, «рокировка» или…?

Карабах: победа митингующих, «рокировка» или…?

Карабах: победа митингующих, «рокировка» или…?Для решения проблем необходимы не «точечные отставки», а восстановление законной власти Азербайджана над этим регионом

Сегодня в это трудно поверить, но до того, как стать собственностью «Газпром Медиа» и опуститься до своего нынешнего уровня, российский телеканал НТВ выдавал в эфир весьма качественный «телепродукт», в том числе документальный цикл Леонида Парфенова «Намедни. Наша эра». Каждая серия посвящалась одному году — от 1960 до 1990 (потом появилось и «постсоветское» продолжение). В серии, посвященной 1981 году, Леонид Парфенов затронул, в числе прочего, и события в Польше, где в это время ширились протесты под руководством независимого профсоюза «Солидарность». «Удивительное дело — у нас ничего не скрывают, — рассказывал журналист. — Каждый день по телевидению и в газетах пространные сообщения «К положению в Польше». За событиями следить легко: сначала информируют об очередном необоснованном требовании «Солидарности», потом — о его выполнении».

Теперь по схожей логике развиваются события в оккупированном Карабахе, где участники весьма многочисленных по местным меркам митингов протеста требовали отставки местных «силовиков», а из Еревана их всячески увещевали: да как у вас язык поворачивается! Вы же на линии фронта! Это недопустимо! Дайте «президенту» провести реформы!

А теперь ереванские СМИ уныло констатируют: в Ханкенди влиятельные персоны расстаются с креслами и кабинетами. Сначала в отставку подал «государственный министр» (здесь и далее кавычки наши — Ред.) марионеточного режима Араик Арутюнян, за ним последовал «начальник полиции Нагорного Карабаха» Камо Агаджанян, «добровольно» распрощался с креслом и директор «Службы национальной безопасности» «Нагорного Карабаха», генерал-лейтенант Аршавир Гарамян.

Но вот стоит ли участникам недавних митингов протеста праздновать свою победу? Местный «оппозиционер», политолог Тигран Григорян, по сообщению epress.am, уже выступил с тревожным заявлением: Карабах стоит перед угрозой военного переворота! В прямом эфире на своей странице в Facebook Григорян сообщил: «госминистр» Араик Арутюнян подал в отставку под давлением Бако Саакяна, на которого, в свою очередь, «давят» карабахские «силовики». А вот назначить на этот пост планируют…бывшего «начальника Службы нацбезопасности» Аршавира Гарамяна. «Фактически, люди, из-за которых в последние дни происходят известные всем нам события, не только не будут устранены с должностей, но и захватят власть», — сделал вывод Григорян, призвав «карабахцев» быть готовыми к решительным действиям. Затем, правда, признал: «Новость о назначении Аршавира Гарамяна пока не подтверждается».

Эти слухи на своей пресс-конференции пришлось комментировать и Араику Арутюняну. Он начал с того, что пропел дифирабмы Камо Агаджаняну и Аршавиру Гарамяну: «Оба – легендарные люди, их пройденный путь, биография могут воспитывать поколения, – уверял Араик Арутюнян. — Аршавир Гарамян – для меня исключительный человек, он достоин особого уважения. Ценю его знания, знаю его давно, очень большого уважения достоин пройденный им путь, у него большой опыт в сфере управления экономикой». После чего добавил: «Для меня было бы большой честью, если бы меня в должности госминистра сменил Аршавир Гарамян». Правда, тут же уточнил, что на этот пост будет другое назначение.

Потом последовала новая волна отставок и новые назначения. В кресло «государственного министра» пересел Григорий Мартиросян, бывший «министр финансов» марионеточного режима. Местный «минфин» возглавил Артур Арутюнян. «Директором СНБ» стал полковник Самвел Шахраманян. А вот полковник Гагик Саркисян распрощался с должностью «заместителя директора – начальника Главного управления государственной охраны Службы национальной безопасности» в связи с переходом на пенсию после многолетней службы. Преемникомм Камо Агаджаняна стал Игорь Григорян.

На первый взгляд, опасения по поводу «военного переворота» и назначения на пост «госминистра» кого-нибудь из отставных силовиков не подтвердились. Другой вопрос, что здесь надо учитывать еще и «теневое влияние».

Но самое главное, не следует упускать из внимания, что митинги в Ханкенди — это вовсе не эмоциональная реакция на драку с участием спецназовцев, а давно копившийся взрыв.

Агентство epress.am приводит показательную подборку выступлений участников митингов протеста в Ханкенди, где один из протестующих заявил: «Вы, наверно, помните, в советское время в Карабахе не было семьи, не хранившей денег в банке или сберкассе. Теперь обратная ситуация: нет семьи, которая не зависела бы от банка. Как так вышло? Что хорошего, если Карабах опустошается?» А его соратник по митингу добавил: «В Карабахе два выбора: плохо и очень плохо. Свободы слова — никакой. Говорят: строим свободную страну. Никакой свободной страны не построили. Это скорее похоже на колонию свободного поселения. И называют ее правовой… не правовая, это полицейский режим». Местным «воротилам» припомнили многое: и 54 миллиона драмов (порядка $112 500), предоставленных бывшему президенту Аркадию Гукасяну на покупку мебели, и произвол «силовиков», и массовое бегство в Ереван обладателей дорогих «джипов» при первых же признаках опасности на линии фронта…И все это рисует весьма безрадостную картину жизни «самоопределившихся карабахцев», назовем вещи своими именами, под жестоким гнетом оккупационного режима. Причем тот факт, что в последние 20 лет у власти в Армении находится «карабахский клан», вовсе не означал, что жители оккупированных азербайджанских земель армянской национальности «окунули в мед все десять пальцев».

Конечно, репрессивный аппарат местного криминального режима до поры до времени позволял удерживать кажущуюся «стабильность», но теперь, после известных событий в Ереване, эти «стяжки» с треском лопнули.

Сегодня нет недостатка в версиях. как будут развиваться события дальше. Но вне зависимости от того, идет ли речь о реальных политических переменах или Бако Саакян задумал хитрую «рокировку», не меняется главное — реалии, в которых существует оккупированный Карабах. В Ереване и Ханкенди хорошо понимают: армянская оккупация Карабаха — дело временное. Рано или поздно отсюда придется уходить, если не убегать. Что уже диктует вполне понятный принцип «чемоданной экономики»: минимум вложений в «основные фонды» и инфраструктуру и безудержный грабеж местных ресурсов, от ценнейших лесов до золотого рудника в Кельбаджарском районе, с тем, чтобы успеть набить карманы и счета и оказаться подальше от войны, когда станет по-настоящему «горячо». И вот в этих реалиях режим в Карабахе просто не может быть иным. Персоналии в Ереване и Ханкенди смениться могут, но они продолжат ту же политику грабежа и вывоза всего, что можно вывезти, не считая, разумеется, необходимым «делиться» прибылью с оставшимся немногочисленным местным населением, чье недовольство будут подавлять силой. Замена Сержа Азатовича на Никола Воваевича здесь мало что изменит. Тем более что и межклановую рознь, в том числе между «ереванцами» и «карабахцами», и презрительные клички вроде «шуртвац» или «перевернутые армяне», тоже не получится «вынести за скобки». Словом, шансов, что между собственным карманом и интересами «шуртвацей» новые ереванские бонзы выберут последнее, не просматривается. А значит, и перемен к лучшему в Карабахе не произойдет — до тех пор, пока не будет восстановлена законная власть Азербайджана над этим регионом, пока не закончится его существование во внеправовом пространстве и пока в жизнь не вернется Закон с большой буквы.

Карабах: победа митингующих, «рокировка» или…?

И вот о том, что на этот счет требует закон, надо бы поподробнее. Карабах, и равнинный, и нагорный — это, напомним, по всем правовым нормам, включая международные, территория нашей страны. Азербайджан признан мировым сообществом в своих «постсоветских» границах — вместе с Карабахом. И немногочисленное оставшееся там мирное население — это с точки зрения мирового сообщества граждане Азербайджана. У которых есть свои права, и прежде всего право жить там, где действуют законы, а не криминальные «понятия». И у нашей страны есть все правовые основания для вмешательства в ситуацию, назовем вещи своими именами, для защиты своих граждан от оккупантов.

И складывается впечатление, что именно поэтому волнения в Ханкенди так напугали ереванских бонз.

Нурани, политический обозреватель  

Теги:
Из этой рубрики