К азербайджанскому «газовому прорыву» оказались готовы не все
Азербайджан начинает свой «газовый прорыв». На Сангачальском терминале Президент Ильхам Алиев дал старт транспортировке газа по новому магистральному трубопроводу — тому самому, с которого берет начало «Южный газовый коридор», крупнейший на сегодня инфраструктурный проект в Европе.
Сегодня в Баку и в прямом, и в переносном смысле принимают поздравления в связи со стартом нового грандиозного трансконтинентального проекта, который действительно перекраивает энергетическую и геополитическую карту Европы. Агентство АРА распространило текст письма президента США Дональда Трампа Президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву: «Уважаемый господин Президент. Поздравляю Вас и азербайджанский народ с 25-ой международной выставкой-конференцией «Нефть и газ Каспия» и заполнением Южного газового коридора первым газом. Я вместе с Вами разделяю важность достижения 30-летнего сотрудничества между Азербайджаном и Соединенными Штатами». Как подчеркнул Дональд Трамп, «Азербайджан, отмечающий 100-летие первого независимого государства, теперь является страной с более устойчивой и глобальной экономикой. Крупные нефтяные месторождения Азербайджана способствуют стабильности мирового энергетического рынка. Добытый вами газ внесет вклад в энергетическую безопасность Турции и Европы». Президент США заверил: «Я поддерживаю продолжение экономических и правовых реформ в Вашей стране, которые укрепят успех энергетических проектов. Я намерен сотрудничать с Вами для того, чтобы наши государства и Кавказский регион стали еще более процветающими во имя мира и безопасности».
Это не просто «дипломатическая вежливость». И для того, чтобы понять, если угодно, подоплеку послания Трампа, нужно принять во внимание расстановку сил на газовом рынке Европы, в особенности на ее юге. До недавнего времени местный рынок контролировала Россия. Но теперь здесь появляется новый влиятельный игрок, и такой поворот дел для многих оказался полной неожиданностью. Прежде всего это касается России.
Официальные лица продолжают хранить молчание. Однако практически сразу же после торжественной церемонии на Сангачальском терминале президент РФ Владимир Путин позвонил президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану. «Наш президент (Эрдоган — Ред.) обсудил с российским лидером Владимиром Путиным развитие ситуации в Сирии. Помимо этого, были также обсуждены двухсторонние экономические отношения, в первую очередь в сфере энергетики», – сообщил источник РИА «Новости».
В самом деле, у Москвы и Анкары тоже солидная повестка дня в сфере энергетического сотрудничества. Уже действует газопровод «Голубой поток», РФ и Турция реализуют проект «Турецкого потока». Ни в Баку, ни в Анкаре не ставят вопрос «или-или» и не желают «нагружать» свои энергетические проекты политическими играми. К тому же рынок газа в Европе емкий и растущий, на нем не приходится толкаться локтями, как в переполненном питерском трамвае. Волнует РФ кое-что другое.
В самом деле, СМИ, которые реагируют на ситуацию куда откровеннее официальных лиц, уже высказывают обиду: Азербайджан и Турция открывают трубопровод в обход России! Но на сей раз удивление смешивается с вопросами: а что теперь делать? На самом ли деле новый проект — прямая и реальная угроза для «Газпрома»?
Агентство РБК свою статью озаглавило весьма откровенно: «Угроза из Баку: насколько опасен новый газопровод для «Газпрома»». По мнению агентства, «если к проекту подключится Туркменистан, он станет серьезным конкурентом «Газпрома» и приведет к снижению цен». В отличие от нефти, на газ, напоминают знающие люди, нет общемировой цены. Другое дело, что закон стоимости на рынке никто не отменял.
Но не это главное. Сегодня страны юга Европы, указывают эксперты, практически на 100% зависят от поставок газа из России. Конкуренции здесь в РФ не то чтобы сильно боялись. Конечно, газ на юг Европы могли поставлять страны Северной Африки, но «арабская весна» и ее последствия эти надежды не то чтобы очень подпитывает. США обещали поставлять на рынок Европы свой сжиженный газ, но он достаточно дорог. Во всяком случае, российская деловая газета «Взгляд» не скрывает разочарования: «В отличие от американского СПГ, поставки которого могут убить европейскую нефтехимическую отрасль промышленности, сделав ее неконкурентной от использования дорогого газа, азербайджанский газ может стать реальной альтернативной российскому».
Здесь надо напомнить: Президент Азербайджана Ильхам Алиев, который еще и бывший вице-президент ГНКАР, не раз подчеркивал: Азербайджан предлагает Европе реальную альтернативу, не просто трубопровод по другому маршруту, а новый источник газа. Что означает для РФ как минимум потерю статуса монополиста. Если в Москве просто рассчитывают продавать газ и делать на этом деньги, то TANAP и ТАР ничем ей не угрожают. Но вот вести себя по принципу «не будут слушаться — отключим газ» уже вряд ли возможно.
И самое обидное для российских экспертов, старт «Южного газового коридора», судя по всему, оказался для них полной неожиданностью.
Нет, конечно, Азербайджан не действовал здесь в полной секретности. Да и вряд ли это было возможно даже теоретически. Но в Москве, похоже, просто не верили, что в Баку на фоне падения цен на нефть, когда, глядя то ли на Венесуэлу, то ли на собственные невеселые экономические реалии, российские эксперты вовсю голосили, что вот еще немного — и в Азербайджане «нефтяная сказка закончится», «экономика посыпется» и т.д. То, что Азербайджан сможет привлечь инвестиции и реализовать свой проект «Южного газового коридора» в то время, когда нефтяные цены корректируются вниз, а не вверх, просто не укладывалось в головах. Во всяком случае, еще в 2015 году российские журналисты, беседуя с главой «Газпрома» Миллером, говорили о поставках каспийского газа с нескрываемым пренебрежением. Проект называли «нежизнеспособным», «сугубо политическим» и т.д. Рассуждали даже о недостатке «ресурсной базы».
Но теперь транспортировка газа уже де-факто началась. А в Баку тем временем Государственная нефтяная компания Азербайджана (SOCAR) и Statoil Azerbaijan, входящая в состав норвежской группы Equinor, подписали «Рисковый сервисный контракт на разработку месторождения «Карабах» в азербайджанском секторе Каспия» и «Соглашение о долевом разделе продукции (PSA) по разработке месторождений «Дан Улдузу-Ашрафи-Айпара» в азербайджанском секторе Каспия». Документы подписаны президентом SOCAR Ровнагом Абдуллаевым и исполнительным вице-президентом по разведке месторождений группы Equinor Тимом Додсоном. Установка платформы на месторождении и первая добыча ожидается в 2021 году. К этому моменту уже должен быть завершен не только TANAP, но и ТАР, а первый азербайджанский газ получат потребители Италии и других стран юга Европы. На языке «газовой экономики» это именуется «расширением ресурсной базы». Словом, России придется привыкать к новой расстановке сил на европейском континенте.
Другой вопрос, как поведут себя в Москве: смирятся с поражением или же попытаются «отыграться». И вот тут уже изрядную пищу для размышлений дает комментарий ереванского «Спутника»: «Большинство основных нефтегазопроводов, которые доставляют энергоресурсы из Каспийского региона в Европу, проходят через районы, расположенные в непосредственной близости от передовых позиций сторон нагорно-карабахского конфликта. А это означает, что любая крупная вспышка военного противостояния поставит эти энергетические магистрали в чрезвычайно опасное положение». Вроде бы давно известный факт. Но если вспомнить, что в Ереване по поводу и без повода грозились нанести удар по нефтяным объектам в Баку при помощи оружия, да еще при помощи оружия, то ли размещенного РФ на своей базе в Гюмри, то «коктейль» получается весьма взрывоопасный.
И тут уже не кажется случайным, что практически сразу же после открытия Южного газового коридора армянские оккупанты в Физулинском районе открыли огонь по зерноуборочному комбайну, который даже армянский «зинвор»-первогодок не спутает с танком или системой «Смерч». И тем более трудно себе представить, чтобы на подобные игры в Ереване решились без «отмашки» из РФ. Даже если там в очередной раз пытаются изобразить «независимую политику».
Другой вопрос, что такие опасные игры вблизи трубопроводов вряд ли останутся без ответа, прежде всего со стороны армии Азербайджана. И уж тем более в бесперебойной их работе заинтересовано мировое сообщество. Вряд ли в Ереване не осознают степень риска. Другой вопрос, что от мнения Армении здесь, похоже, зависит немного, вне зависимости от того, Пашинян или Тоноян восседает в кресле премьер-министра.
Нурани, политический обозреватель