Азербайджан готовит газовый переворот на рынке Европы. Чем ответит Москва?

Азербайджан готовит газовый переворот на рынке Европы. Чем ответит Москва?

Азербайджан готовит газовый переворот на рынке Европы. Чем ответит Москва?

Направлять главам государств поздравления с национальными и государственными праздниками — часть принятых в мировой политике правил поведения. Но дипломатия на то и «искусство нюансов», что здесь огромную смысловую нагрузку несут именно детали и «тонкости».

Уже 22 мая в адрес Президента Азербайджана Ильхама Алиева направила поздравительное послание королева Великобритании и Северной Ирландии Елизавета II — в связи со скорым празднованием столетия Азербайджанской Демократической Республики (АДР).  «Я испытываю чувство глубокого удовлетворения, передавая свои самые искренние приветствия вашему превосходительству по случаю вашего национального праздника 28 мая — Дня Республики. Желаю вам и азербайджанскому народу благополучия и счастья в предстоящие годы», — говорится в поздравлении.

Теперь же азербайджанские (и не только азербайджанские) информагентства публикуют поздравительное послание Президента США Дональда Трампа, адресованное Президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву:

«От имени американского народа поздравляю Вас и азербайджанский народ с Днем Республики и 100-летием Азербайджанской Демократической Республики. Азербайджан и Соединенные Штаты тесно сотрудничают, совместно работая для решения сложных региональных вызовов. Ценю ваше сотрудничество в сфере безопасности и борьбы с терроризмом, а также наши долгосрочные торговые связи. Наше многолетнее сотрудничество в энергетической сфере достигло в этом году, являясь невероятным достижением, своего пика благодаря транспортировке посредством «Южного газового коридора» первого газа, который обеспечит необходимую энергетическую безопасность Европы». Конечно, упомянул американский лидер и армяно-азербайджанский конфликт: «Предстоящие месяцы откроют возможности для решения нагорно-карабахского конфликта, что создаст более лучшие условия для расширения сотрудничества между США и Азербайджаном. Соединенные Штаты как сопредседатель Минской группы ОБСЕ искренне желают сотрудничества с Вами для достижения устойчивого решения мирным путем этого конфликта».

Азербайджан готовит газовый переворот на рынке Европы. Чем ответит Москва?

Здесь, конечно, содержится огромное поле для комментирования и анализа. И не только в свете  карабахского урегулирования, где, судя по словам Трампа, наметилось очередное «окно возможностей». Президент США говорит о конкретных сферах сотрудничества, где особого — и самого пристального — внимания заслуживают слова американского лидера об энергетическом сотрудничестве США и Азербайджана и «Южном газовом коридоре»: «голубое топливо», которое уже в ближайшее время начнет транспортироваться по нему, должно обеспечить необходимую энергетическую безопасность Европы.

Проекты Азербайджана и обиды России

Напомним: 12 июня президенты Азербайджана и Турции Ильхам Алиев и Реджеп Тайип Эрдоган примут участие в торжественной церемонии запуска TANAP — Трансанатолийскогоо газопровода, первой очереди «Южного газового коридора». Что вызвало у России приступ прямо-таки невероятной обиды. Нет, на официальном уровне не звучит никаких комментариев, но вот СМИ разошлись вовсю. Особенно усердствует «Лента.ру», которая о старте нового газового проекта поведала под заголовком «Шампур в спину».

Азербайджан готовит газовый переворот на рынке Европы. Чем ответит Москва?Это, конечно, повод вспомнить знаменитый совет Марка Твена: «Никогда не спорьте с идиотами. Вы опуститесь до их уровня, где они вас задавят своим опытом». Вот и здесь нужен изрядный «опыт» мышления на уровне этнических стереотипов в стиле «эти лица кавказской национальности» могут только зелень продавать и шашлык жарить», чтобы понять, при чем здесь вообще «шампур». Особенно с учетом такой детали: шашлык на шампурах жарят на углях, а не на газе. А уж насчет «шампура в спину» — тем более. Если кто не понял, в строй вводится не радарная станция и не военная база, а трубопровод. К тому же с его помощью Азербайджан не собирается «выдавливать с рынка» ту же Россию. И да, ни в Баку, ни в Анкаре никто не обещал ставить интересы «Газпрома» выше своих собственных.

Другое дело, что старт проекту дается на фоне  разворачивающейся в Европе нешуточной «газовой войны». Где те же США и не скрывают, что намерены не допустить, в частности, поставок в Европу российского газа посредством трубопровода «Северный поток-2». Об этом, в частности, заявил в комитете по иностранным делам палаты представителей США госсекретарь Майкл Помпео. По его словам, ЕС практически не может противодействовать Москве из-за зависимости от поставок энергоресурсов, и США видят свою задачу в том, чтобы предоставить странам Старого света другие источники газа, в том числе через Кавказ. «Мы обязаны продолжать оказывать давление, чтобы «Северный поток-2» не был запущен. Мы не можем допустить еще большую зависимость ЕС от российского газа. Мы должны не допустить вариант, когда Россия сможет достичь своих целей благодаря этой зависимости», — заявил Помпео.

Азербайджан готовит газовый переворот на рынке Европы. Чем ответит Москва?

Российские дипломаты предсказуемо возмутились. В посольстве РФ в США тут же бойко изложили свою версию: оказывается, «США навязывают Европе свой неконкурентоспособный сжиженный природный газ», а «геополитика опять самым откровенным образом вмешивается в экономику, дискредитирует лозунги о диверсификации поставок».

Только вот в реальности эта официальная версия не то чтобы очень эффективно маскирует главную причину. Все дело в том, что Россия сама, если угодно, подрубила сук, вернее, трубу, на которой с успехом сидела, попытавшись использовать газ в качестве средства политического давления.

Анатомия «газовой войны»

Об этом в Москве не очень любят говорить вслух, но роковую ошибку РФ совершила еще в середине «нулевых». Сначала до истечения подписанных контрактов резко подняли цены на газ для «непокорных» стран СНГ. Затем в разгар зимних холодов оставили без газа Украину и Грузию. Потом перекрыли газ и остальной Европе, попытавшись обвинить во всем Украину. И, по всей видимости, рассчитывали, что в Европе сделают выводы и, посидев пару дней без тепла, зарекутся на будущее ссориться с «великой газовой державой».

Но не вышло. На европейском континенте выводы сделали, но совсем не те, которых ждали в Кремле. Здесь в практической плоскости заговорили о «трубопроводном оружии», энергетической безопасности и необходимости диверсификации. Конечно, наутро европейских потребителей не стали отключать от российской трубы, но о том, что не стоит так уж полагаться на «Газпром», в Европе убедились. В США тоже. И начали действовать. После чего уже России пришлось раз за разом вспоминать две малоприятные истины. Одну не самым политкорректным образом изложил в телеэфире небезызвестный Анатолий Вассерман: «Любые грибы можно есть. Но некоторые — только один раз. Любого инвестора можно кинуть. Но только один раз». Оказалось, что и покупателей газа можно «кинуть», но тоже один раз. А дальше они постараются избавиться от зависимости и напомнят второе неприятное правило: у газовой трубы два конца, и оба железных. И если использовать газ как средство давления, его уже не получится просто продавать как товар. От него покупатели попытаются «отгородиться» или во всяком случае не станут целиком и полностью полагаться на ненадежного поставщика. Что и происходит сегодня на европейском континенте. Где одни убеждают себя, что имеют моральное право просто делать деньги на российском газе, а другие по понятным причинам стремятся застраховаться на случай будущих манипуляций РФ с «задвижкой» на газовой трубе. Притом что сама РФ стремится всеми силами свой статус «газового монополиста» укрепить.

И вот тут уже азербайджанские газовые проекты заслуживают куда более серьезного «разбора».

«Газовая война» под азербайджанским ковром

В самом деле, для нашей страны газ — это экспортный ресурс. К тому же «эра большого газа» в Азербайджане только начинается. Та же «Лента.ру» нехотя напоминает: «Мощности первой очереди Шах-Дениз оцениваются в восемь миллиардов кубометров. Вторая очередь месторождения будет введена в 2018 году. По оценкам Азербайджана, объем годовой добычи газа на месторождении увеличится с девяти до 25 миллиардов кубометров. В Баку не исключают расширения добычи газа за счет разработки новых месторождений. Среди перспективных — разработка месторождения Абшерон совместно с французской Total, блока Умид-Бабек, участка Карабах совместно с норвежской Statoil, а также следующей фазы Шах-Дениза, рассказывал вице-президент SOCAR Виталий Беглярбеков». Вряд ли о потенциале азербайджанских газовых месторождений не знали в РФ. К тому же здесь понимали: в девяностые годы в куда более сложных условиях Азербайджан реализовал такой проект, как «Контракт века» и трубопровод «Баку-Тбилиси-Джейхан». Если теперь вслед за нефтью на рынки Европы придет и азербайджанское «голубое топливо», то статус монополиста  у «Газпрома» улетучится, как газ из пробитой трубы.

Плюс ко всему в Москве понимали и другое. Просто продавать газ можно при любом раскладе, неважно, приходится ли на эти поставки 1% рынка или 99%. А вот использовать его для давления — тут уже нужен контроль над рынком. Иначе потребители переориентируются на других поставщиков. К тому же в Европе очень любят разного рода «интерконнекторы», чтобы можно было в случае чего оперативно перебрасывать газ из одной системы в другую.

Азербайджан готовит газовый переворот на рынке Европы. Чем ответит Москва?

В результате в России, напомним, еще в «нулевые», после первого киевского «Майдана», объявили о строительстве этаких «карательных трубопроводов» в обход Украины: «Северного потока» и «Южного потока». И рассчитывали, что азербайджанский газ, как некогда туркменский, «Газпром» будет закупать прямо у устья скважины, закачивать в свою трубопроводную систему и продавать в Европе уже от своего имени. В Евросоюзе, конечно, рассматривали свой проект — «Набукко», но неповоротливость евробюрократии — факт общеизвестный. Так или иначе, в РФ были уверены: азербайджанский газ уже «в кармане». То есть «в трубе». А чтобы в Баку не испытывали недостатка информации к размышлению, судя по многим признакам, задействовали весьма хитрую схему, призванную вбить надежный клин между Азербайджаном и Западом.

Здесь нужно небольшое пояснение. Для РФ экспорт газа — это не только и не столько экспортный ресурс и товар, который можно продать и заработать на нем денег, но и средство политического влияния, от статуса «незаменимого поставщика стратегического сырья» до инструмента банального подкупа. Схем множество. Самая простая и известная — та, которую весьма бойко принял для финансирования зарубежных компартий, «обществ дружбы с СССР» и т.д. заместитель заведующего международным отделом ЦК КПСС Карен Брутенц и которую с успехом повторил Бенон Севан, этнический армянин с греческого Кипра, в ходе знаменитой аферы «Нефть в обмен на продовольствие». «Своим людям» предоставляют квоту на закупку, скажем, иранской нефти (ну или российского газа) по цене «для своих», а затем эти же углеводороды перепродаются уже по реальной цене. После чего «маржей» можно распорядиться по-разному. Отспонсировать нужный фильм об «ополченцах Донбасса». Подкупить лжесвидетеля по делу о крушении малайзийского «Боинга». Оказать финансовую помощь политическим партиям и активистам. Вариантов множество. Герхард Шредер, экс-канцлер ФРГ и бывший глава немецких социал-демократов — пример классический. Именно он еще в бытность главой правительства своей страны подписал весьма спорные решения по «Северному потоку», а потом, после отставки…пересел в весьма высокооплачиваемое «кресло» сначала в консорциуме, осуществлявшем тот же «Северный поток», теперь — «Роснефти». И теперь появляется на инаугурации Путина и выступает за отмену санкций против РФ.

Азербайджан готовит газовый переворот на рынке Европы. Чем ответит Москва?

А тут его бывшие и нынешние однопартийцы внезапно развернули небывалую активность в деле…защиты прав человека в Азербайджане.

Цена демократии в евро и кубометрах газа

Оговоримся сразу: смотреть на мир сквозь розовые очки — идея не самая умная. И понятно, что в Азербайджане, после 70 лет советского тоталитаризма, в условиях войны, оккупации 20% территории, с миллионом беженцев и постоянными попытками раскачать ситуацию извне и довести страну до гражданской войны вряд ли было возможно бросить в костер веточку узерика, произнести магическое заклинание, хлопнуть в ладоши и получить развитую демократию, гражданское общество и т.д. Понятно, что политические реформы требуют времени, что тут должен быть иностранный мониторинг, обмен опытом и — будем реалистами — критические оценки.

Но вот тут было нечто иное. Во-первых, почему-то политикам и активистам, донельзя озабоченным нарушенными правами азербайджанцев, не приходило в голову вспомнить о судьбе миллиона азербайджанских беженцев, чьи права были самым грубейшим образом нарушены. Для «международного внимания» выбирались именно те случаи, где можно было обвинить во всех смертных грехах официальный Баку, но никак не Ереван. Во-вторых, самую горячую активность проявляли немецкие левые, чей лидер Шредер сидел на зарплате у Кремля. А в-третьих, почему-то их активность взлетала до небес как раз в то время, когда в Баку должны были принимать важные решения в своей газовой стратегии. Достаточно вспомнить, каких масштабов эта эта кампания достигла в 2012 году: Азербайджан принимал Евровидение, а в декабре 2013 года должен был объявить окончательное инвестиционное решение по проекту «Шах-Дениз». И дальше нетрудно заметить весьма жесткую синхронизацию ключевых газовых решений и внезапного интереса немецких левых к правам человека в Азербайджане. Судя по всему, по расчетам Москвы, вся эта активность должна была надежно рассорить Азербайджан с Западом и заставить Баку броситься в объятия «Газпрома». Но не вышло. От всей этой затеи слишком уж явно разило российскими газовыми интересами. Сорвать реализацию азербайджанских газовых проектов не удалось. Более того, России самой пришлось сворачивать свой проект «Южного потока». Его попытались заменить «Турецким», но статуса монополиста у «Газпрома» уже, скорее всего, не будет. И как теперь действовать, неясно. Рычаги влияния в Европе на фоне санкций сокращаются, как шагреневая кожа. Попытаться использовать испытанный «форпост» — Армению и спровоцировать обострение в Карабахе — слишком рискованно. К газовым проектам Азербайджана привлечено слишком пристальное внимание, такая игра может оказаться опасной. Да и нет гарантии, с учетом апрельского опыта, что военный сценарий не преподнесет Москве и Еревану неприятных сюрпризов. Так что остается только строить в прессе «газовые обидки», и не на «шампур в спину», а на этакий «пинок» чуть пониже, который отвесили Москве вовсе не Азербайджан и Турция, а те самые «конечные потребители», на которых сама же Россия пыталась «давить» при помощи газовой трубы.

Нурани

Теги:
Из этой рубрики