«Утешительный приз» 

«Утешительный приз» 

«Утешительный приз» Именно в такой роли может оказаться Армения для России, чьи позиции на Южном Кавказе продолжают рушиться

У успешной внешней политики немало своих «профессиональных» секретов. В том числе и не очень афишируемых. Один из них — это, если угодно, добротно собранная и подготовленная информация о стране, четкие представления, какие здесь существуют политические течения, какие идеи популярны, какие — не очень, на кого в случае чего можно опереться, от кого логично ждать подножки. Но главное, эксперты предупреждают: невозможно выстроить со страной успешную дипломатию, не принимая во внимание ее интересы.

Не беремся утверждать, знают ли эту истину на Смоленской площади. Как утверждают знающие люди, в МИД СССР существовали подготовленные и профессиональные «территориальные подразделения», и работавшие в них специалисты немало поспособствовали тому, что Кремль успешно продвигал свои интересы даже в странах, входивших в НАТО.

В момент распада СССР создавать такие же добротные территориальные подразделения, которые изучали бы ситуацию в новых независимых государствах, в МИД РФ, и не только в МИД РФ, по всей видимости, посчитали излишним. В том числе и потому, что вообще не верили, что независимость бывших республик — это всерьез и надолго. Сегодня ситуация вроде бы должна была измениться. Но…

Прикладная «майданология» в переводе на армянский

Русская служба Би-Би-Си уже озвучивает вопрос: каким образом Кремль «проспал» революцию в Армении? Недоглядели? Не имели информации? В самой Армении уверены: все, мол, держалось на личных взаимоотношениях Путина и Саргсяна, да еще по схеме «начальник — подчиненный», а революция оказалась, мол, полной неожиданностью.

Но есть и другая версия. Источники и эксперты в РФ напоминают: курировали сразу несколько государственных органов. Это и управление президента по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами во главе с Владимиром Черновым, и МИД, и спецслужбы. В частности, российско-армянскими отношениями занимались 5-ая служба ФСБ (оперативная информация и международные связи), Совбез России, а именно замсекретаря Рашид Нургалиев, информацией о происходящем владели и в Главном управлении Генштаба России (военная разведка, более известна под старой аббревиатурой ГРУ) — из-за российской военной базы в Гюмри.

Только вот складывается впечатление, что российские эксперты никакую революцию в Армении вовсе не «проспали». Просто здесь хорошо представляли себе армянские реалии.

Здесь нужно небольшое пояснение. «Бархатные» (впрочем, далеко не всегда действительно бархатные) революции, сметавшие промосковские режимы, прокатились по странам Восточной Европы в конце восьмидесятых годов. В результате исчезла с карты мира ГДР, на месте Чехословакии без крови и дележа территорий образовались две страны — Чехия и Словакия…Распад Югославии ознаменовался жестоким кровопролитием и «этническими чистками».

А в первую половину «нулевых» начинается волна «цветных революций» уже в бывших республиках СССР. Но если в Грузии и Украине победа «цветных революций» приводила к отчетливому «прозападному рывку», то уже в Кыргызстане две революции на внешнюю политику страны не повлияли. В Бишкеке по-прежнему ориентируются на Россию, сохраняют членство в ОДКБ и вступают в ЕАЭС.

И, судя по всему,к моменту старта волнений в Армении московские представители понимали: Саргсян и его карабахский клан себя уже дискредитировали. Сержик Азатович и его ближний круг вызывают в Армении стойкую неприязнь. Постоянные «вихляния» Саргсяна, его попытки то вести переговоры с Турцией, то готовить соглашение об ассоциации с ЕС, то отправлять своих солдат на учения НАТО в Грузию тоже не способствовали решительности Кремля, когда в Ереване запахло жареным. Но самое главное, в Москве отдавали себе отчет: окажется ли в кресле премьер-министра Серж Саргсян, Карен Карапетян или Никол Пашинян, Армения никуда не денется из российской орбиты. На это у нее банально нет сил и свободы маневра. Взвинтив до небывалых высот градус собственной агрессивности, Ереван без поддержки со стороны России окажется в весьма незавидном положении, и это еще мягко сказано. «Уйти на Запад» могли Украина и Грузия, с адекватной политикой и нормальными отношениями с соседями (за вычетом РФ), но никак не Армения. Страна находится в слишком сильной зависимости от России, и в политике, и в экономике, и в военно-силовой сфере. А как говорил один очень известный в Азербайджане журналист, у которого автору этих строк повезло учиться профессионального мастерству, «кто кого кормует, тот того танцует». А так как «кормует» Армению сегодня Россия, то, следовательно, в РФ, в отличие от напугавшего Кремль украинского «Майдана», на армянские волнения могли позволить себе взирать сквозь пальцы. И уж тем более не «впрягаться» за Сержа Саргсяна, принимая на себя всю политическую ответственность за сохранение провалившегося режима. А заодно оперативно «установили контакт» с лидером народных протестов.

Да и Никол Пашинян очень быстро уяснил, кто его страну «кормует» и под чью дуду следует «танцевать». И послушно отправился в Сочи, на саммит ЕАЭС — заверять Владимира Путина в своих добрых чувствах к России вообще и в стремлении сохранить членство Армении в ЕАЭС и ОДКБ и российские базы в этой стране в частности. Только вот вряд ли это означает, что РФ может праздновать победу или хотя бы «перевести дух». Самый опасный для Москвы период «игры на армянском поле» только начинается.

Бесплатных форпостов не бывает 

Получаются ли из митинговых трибунов успешные политики — спор из разряда вечных. Тем более что современная история полна примеров и со  знаком «плюс», и «минус». Джомо Кениата, вожак восстания «Мау-Мау» на территории современной Кении, встав во главе новой страны, смог успешно осуществить программу государственного строительства. Премьер-министр Греции Ципрас довольно быстро сменил и стиль одежды, и даже риторику.

А вот с Пашиняном посложнее. Как не без язвительной иронии рассказывает «Московский комсомолец», сочинский дебют премьер-министра Армении подпортила закуска, «а  именно кусочек пищи, застрявший после перекуса между зубами. Забыв, что он (Пашинян — Ред.) находится на публичном мероприятии, да еще под прицелом десятков телекамер начинающий политик сначала попытался удалить мешающий предмет языком, а когда не вышло, полез в рот руками. Операторы сориентировались, но было поздно — компрометирующие кадры попали в прямой эфир. Впрочем, коллеги по ЕАЭС ничего не заметили. А если и заметили,  то не обратили внимания. Подумаешь — с кем не бывало. Человек всего неделю, как сменил футболку и кепку на костюм с галстуком. Посидит в кресле столько, сколько они — научится».

Только вот куда труднее будет научиться «цедить базар». И уяснить для себя, что не все лозунги, которые надежно гарантировали аплодисменты на ереванском митинге, можно повторять «на камеры» уже в статусе премьера. Еще по горячим следам победы народных протестов эксперты, в том числе армянского происхождения, задавали вопрос: а что делать той же России, если Пашинян, к примеру, решит признать независимость Нагорного Карабаха? Как реагировать? Поддерживать, заранее понимая, какой будет реакция, и не только в Баку и Анкаре? Держать за фалды, рискуя потерять последний форпост?

Но самое опасное в другом. В книге Юрия Кларова «Станция назначения — Харьков» один из персонажей говорит главному герою: «Легенды всегда были в цене и пользовались большим спросом на рынке. Когда-нибудь я устрою аукцион легенд. Первый в мире аукцион. Пущу с молотка легенду о золотом веке человечества, об Иисусе, о рыцарях, революциях… Каждая легенда от десяти до тысячи долларов. Я ведь стану миллионером». Но если продать с молотка легенду как таковую, без «приложения» в качестве «старинной карты, где указано место, в котором зарыт клад рыцарей-тамплиеров», вряд ли получится, то вот за расставание с политической мечтой уже можно потребовать вполне реальные «отступные», да еще и на межгосударственном уровне. В современном мире, как известно, не бывает не только бесплатного сыра или бесплатных завтраков, но и бесплатных форпостов. И Никол Пашинян, который прилюдно похоронил армянскую мечту о евроинтеграции и выходе из российского влияния, теперь наверняка потребует от России этакую «плату за любовь». Или за лояльность. И можно только догадываться, что  это будет: новые транши оружейных кредитов, еще один дивизион «Искандеров» или «еще один кусочек» азербайджанской территории. Назначение на пост министра обороны Армении Давида Тонояна, который накануне апрельских боев уже грозился устроить неприятности Азербайджану, говорит о многом. Как и стартовавшие в оккупированном Карабахе учения. России, конечно, на фоне нынешних экономических неурядиц легче подбросить Армении оружие, чем, к примеру, реанимировать за свой счет комбинат «Наирит», но не учитывать реакцию Баку и Анкары здесь тоже не могут. Особенно на фоне «крымнаша». Другой вопрос, зачем вообще РФ нужен такой форпост, как Армения. Особенно теперь, когда и без ереванских «сюрпризов» ее позиции в регионе стремительно рушатся.

«Газовая атака», «рельсовая война» и не только  

В самом деле, в последние дни РФ приходится «проглатывать» солидную порцию не самых радостных для державного самолюбия новостей. Напомним: накануне была названа дата запуска TANAP —  магистрального газопровода дя экспорта азербайджанского газа, идущего в обход России. Трансанатолийский газопровод (TANAP) будет запущен 12 июня нынешнего года, сообщил глава Минэнерго Турции Берат Албайрак.

«Ввод TANAP в эксплуатацию — залог продолжения активной энергетической политики Анкары», — цитирует его Anadolu. Уже известно, что в церемонии запуска нового газопровода примут участие президенты Турции и Азербайджана — Реджеп Тайип Эрдоган и Ильхам Алиев.

«Утешительный приз» 

Об этом уже не раз рассказывалось в СМИ, но тем не менее напомним:  TANAP — это первая очередь проекта «Южный газовый коридор», того самого, который еще в момент своего старта уже «похоронил» газпромовский «Южный поток». Этот трубопровод, так же как и «Северный поток», должен был помочь РФ обойти непокорную Украину и укрепить свою монополию на газовом рынке Европы. И самое главное, задумывался он под планы закупать азербайджанский газ прямо у устья скважины и заем перепродавать его в Европу от имени «Газпрома». Но не вышло. В Азербайджане сделали выбор в пользу своего независимого экспорта газа. Теперь в РФ могут, конечно, достраивать свой «Турецкий поток», но вот статуса монополиста на рынке у Москвы уже не будет. Так что вряд ли получится повторить опыт «газового шантажа» середины нулевых.

«Утешительный приз» 

И это не единственная плохая новость. США проявляют интерес к железной дороге Баку-Тбилиси-Карс — для транспортировки своих военных грузов в Афганистан. Договариваются уже и с Казахстаном — там готовы предоставить свои порты на Каспии для такого транзита. И это далеко не полный список признаков стремительного размывания позиций РФ в регионе. И нетрудно догадаться: кому-то, вполне возможно, весьма импонирует идея «силового разрыва» невыгодных трубопроводов и железных дорог — руками, вернее, от имени Армении, где еще недавно Серж Саргсян и его приближенные при каждом удобном случае обещали «наступать до Евлаха и Мингечаура». Сегодня у власти  в Армении уже не Серж Саргсян, но Пашинян и его «команда» уже активно осваивает лексикон и риторику свергнутых «карабахцев». Вот и держатся в Кремле за свой последний форпост и последнее средство пустить в ход «силовые» аргументы. Только вот…понимают ли в «первопрестольной», что из этого делают выводы не только в Ереване, но еще и в Баку и Анкаре? И самое главное, что на календаре уже не начало девяностых, и не получится вести в отношении того же Азербайджана эффективную политику, не учитывая законных прав и интересов самого Азербайджана? Остается только надеяться, что в МИД РФ есть эксперты, которые в состоянии это просчитать и обладают достаточной решимостью, чтобы положить соответствующую докладную записку на стол вышестоящего начальства.

Нурани

Теги:
Из этой рубрики