Под прикрытием многих шуток я говорю о деле,
которым шутить нельзя.
Ф.Ницше, «Казус Вагнер»
Поучительная история Расима Балаева не сходит со страниц медиа, обсуждается в соц-сетях и не перестает быть актуальной.
Один автор даже привел в сравнение библейский сюжет с отречением апостола Петра, будто бы, Балаев был апостолом Ибрагимбекова и отрёкся от него после своего допроса. Тогда выходит, что все это должно было быть предсказано Рустам-муаллимом еще во время «Тайной Вечери» – то бишь последнего собрания «Зиялылар Форуму»? На фейсбуке появилась даже карикатура распятого Насими-Балаева, на которого с небес смотрит Рустам-муаллим.
Откуда в обществе такие страсти? С чего такие пылкие сравнения? И самое главное – с чего общество так сильно разочаровывается, если некий идеальный и больше придуманный пафосный образ с экрана не совпадает с жестокой реальностью? Есть ли это проблема личного выбора одного актера или это есть кризис общества в целом?
Проблема псевдоинтеллигенции в азербайджанском обществе была всегда очень острой. Что вседа порождало множество легенд, типа «Бехтияр Вахабзаде Дубинякын юзуне тюпюруб», которая рефреном повторяется каждое 20-е января. Вообще многие наши люди, занимающиеся культурой или искусством, так назывемая «интеллигенция», неважно какого уровня, занимаются симуляцией и притворством, подлогами и инсинуациями более всего. Многие из них сами того не подозревая, являются доказательными артефактами кошмарного изобретения старика Бодрийяра — симулякрами. То есть «копиями», не имеющими оригинала в реальности. Дело в том, что многие люди, выступившие за эти годы по АзТВ, историки и философы, писатели и композиторы, журналисты и «шехер сакини» — это все репрезентация чего-то, что на самом деле не существует. Выражаясь семиотически, это знак, не имеющий означаемого объекта в реальности.
В это понятие входит огромное число народу, разных артистов, от заслуженных до народных, начиная от награжденной орденом «Истиглал» и в то же время проголосовавшей против независимости Зейнаб Ханларовой до каманчачы Хабиля, по признанию которого «Гейдар Алиев мяни киши еляди». От знаменитого своей действительно «аналогсуз» «унитазной историей», покойного ныне поэта Габиля, до ставшего уже печально-знаменитым в версии 2.0 Расима Балаева, и многие, десятки и сотни написавших оды восхваления, поэмы и симфонии, картины и стихи, воздвигшие множество памятников «Умимилли Лидеру» и упивающиеся в своем язычестве жрецов от искусства…
Здесь есть твердая необходимость некоей «культурной люстрации» – без нее никак. Потому, что язычество такого вида, оно нравственно губит огромное количество людей и действует порочно все на общество, особенно молодёжь постепенно становитcя покалеченной.
Есть надежда, что в этом смысле нынешний 2013 год многое расставит по своим местам. Сейчас в актёрской среде (в прошлом году уже состоялась небезызвестная история увольнения Ильгара Джахангирова и т.д.), и вообще в среде деятелей культуры как-то всё поляризовалось. С активизацией процессов в обществе все вдруг стало очевидно, и какая-то мнимая маскировка исчезла.
Процесс этот крайне важный, и к этому нельзя не отнестись с оптимизмом. Потому что та путаница, которая была в 1990-ых и в начале нулевых, она уже постепенно сходит на нет. Нашей псевдоинтеллигенции более непросто будет оболванивать и далее толпу, говорить, что вот, в страшные времена совков они писали, пользовались языком Эзопа и прочей белибердой – настает время определения. То есть люди в любом случае должны сделать свой нравственный, моральный выбор и политический тоже. Но сейчас получается так, что политический выбор – он одновременно и нравственный выбор.
Все это, в общем-то, происходило более или менее постоянно с середины 00-ых, но в основном в молодежной среде. Однако в последнее время было очень много всяких знаковых событий, которые провоцировали этот выбор, как бы подвели некую черту, где уже невозможно было успешно «симуклировать» и далее. Тут конечно очень постаралась наша родненькая власть, буквально вынуждая людей выбирать, выбирать и выбирать.
Но для выбора требуется много дополнительной рефлексии, наверное, это зависит от каждого из нас и от общества в целом. Сначала надо попытаться представить себе тот вектор развития, понять, что произошло собственно с Родиной, почему все стало так, и сейчас куда мы двигаемся как общество, и как страна. И если ответом будет — гражданское общество и политическая нация, то, надо понять и принять, что иного пути нет, его просто уже не будет в глобальном мире.
Этот процесс можно бесконечно тормозить или пытаться его отрицать, но он абсолютно закономерен, иначе быть не может. Образ и знак псевдоинтеллигенции должен растаять в горнилах глобализации — прозрачности общества и кануть в лету. Как в названии знаменитого и очертевшего всем в свое время телесериала совковой эры — «Тени исчезают в полдень».
Эльмир Мирзоев
нимдаш