Январь-месяц не только у нас, но и во многих частях света обычно не относится к активному периоду. По всей видимости, конец календарного года и подведение финансовых, экономических и т.п. итогов дуплетом перескакивает на начало нового, и по инерции, продолжается еще какое-то время. Если к этому приплюсовать еще и патологическую нерешенность проблем в нашем жилищно-коммунальном хозяйстве, то станет понятным, почему в январе градус общественно-политической жизни у нас столь низок. Ситуация сродни той, какая бывает в зимнем лесу: кто-то в спячке, кто-то добывает подножный корм, кто-то караулит дичь, чтобы полакомиться свежатиной.
Но не этот январь… Глядя на ситуацию в стране, невольно напрашивается аналогия: как будто лес разбудили с зимней спячки. И пошло-поехало.
В самом конце декабря метра отечественной кинематографии, осмелившегося возвысить голос против произвола и беззаконий, подвергли в аэропорту процедуре а-ля инквизиция. Не успело общество переварить этот нонсенс, как произошла полукриминальная-полудетективная история. Так, по городам и весям понабрали люмпенизированных элементов, и подвергли кортеж Башгана каменной бомбардировке. «Возмущенные трудящиеся» чуть не искалечили общественно-политических деятелей, в том числе, женщин, вместе с Башганом едущих на зональную конференцию. Траектория булыжника, пущенного каким-то безымянным люмпеном в Ленкорани, показывает всю печальность общественно-политической координатной системы страны.
Дальше – больше. Солдат нашей армии, призванный в ряды ВС всего 3 месяца назад, скончался при невыясненных обстоятельствах, с явными следами побоев на лице. Трагедия, проиллюстрированная фотографиями на фейсбуке, вызвала невиданный доселе резонанс. Драматичность ситуации усугублялась неуклюжими попытками руководства Минобороны «не выносить сор из избы» и решением сделать «стрелочниками» каких-то несчастных: то ли ефрейтора, то ли сержанта и нелепыми объяснениями типа «солдат неудачно упал».
Выплеснувшаяся на Площадь Фонтанов волна возмущения проявила новый феномен: соцсети показали способность к организации, люди более не намерены терпеть подобные издевательства. Но власти поступили предсказуемо: ни шагу назад! Даже такого масштаба трагедия не смогла растопить лед в сердцах высочайших чиновников. В обычном режиме последовали «N-манатные суды».
Но не тут то было. И вот началась «5-копеечная акция». Не успело общество переварить новый феномен, как словно гром среди ясного неба разразился очередной скандал: метра, принесшего Азербайджану кинематографический Оскар (как минимум, своей национальной принадлежностью), решили прижать к ногтю посредством привлечения к ответственности за неуплату налогов. Да, это не шутка. Чиновники нашей многострадальной страны, благодаря которым мы не упускаемся ниже 5-й графы в рейтинге самых коррумпированных стран мира, с честными и ясными глазами говорят о неуплате Союзом Кинематографистов каких-то налогов. Как минимум, стыдно…
Но горше всего – реакция на этот маразм народного артиста Азербайджана Расима Балаева, которого быстренько уже успели допросить в реальной жизни: «Если посадят в тюрьму, хотя бы 3 раза в день буду бесплатно питаться». Как говорится, смех сквозь слезы…
Что это такое?! Откуда подобный душераздирающий вопль? Что это?! Крик души, или же печальная констатация всей безысходности сложившейся ситуации, когда уважающий себя профессионал говорит такими крайностями? Не знаю. Но никогда не думал, что легендарный Балаев, который создал столько эпохальных образов в нашей кинематографии, будет играть ТАКУЮ роль…
Ильгар Ибрагимоглу
нимдаш