Время «джентльменов»
На Рождественские праздники в Баку приехала моя подруга-москвичка, которую после 5 лет знакомства в Фейсбуке удалось-таки выманить в наш южный город. Не стану описывать ее восторг – до поросячьего визга – вызванный Ичери Шахар, Приморским Парком, подземными переходами, и даже тем, что нам, бакинцам, порядком действует на нервы: парадоксально-смешанным архитектурным стилем, английскими газонами, пальмами и красными туфлями на нью-азербайджанской молодежи. Мы гуляли по городу, Марина наслаждалась погодой и недвусмысленными взглядами, которые на нее – яркую высокую блондинку – бросали горячие кавказские мужчины. Затем она выразила желание прокатиться в метро. Мы подошли к станции «Сахиль» и спустились в подземное царство Таги Ахмедова. Появление красивой длинноногой Марины в вагоне имело эффект разорвавшейся бомбы: с места повскакали сразу несколько молодых парней и даже престарелый мужчина, читавший газету. Наше подземное путешествие началось.
— Ой, какие же у вас мужчины, прелесть!!!! – восторгалась Марина. – Такие джентльмены, просто класс! А ведь в Москве все по-другому. Мужики невоспитанные — ужас! В транспорте иногда по часу на ногах стоишь, и никто места не уступит…
Но ее восторги длились недолго. На станции метро «Гянджлик» в вагон вошли две женщины лет пятидесяти. «Смотри внимательно, сейчас ты увидишь наших джентльменов. И джентльменш», — шепнула я. Двери вагона закрылись, женщины, поискав глазами место, крепко вцепились в поручни. Рядом с нами сидели трое парней, заткнув уши наушниками. Я оглянулась вокруг и увидела на соседнем сидении пару мужчин средних лет, сидящих с закрытыми глазами. Еще две молодые девушки были увлечены чтением (или играми?) в своих телефонах. Поняв, что никто не встанет, я поднялась с места и предложила одной из женщин сесть. Проехали еще три станции. В вагоне становилось нечем дышать. И самое интересное – на освободившиеся места бросались молодые парни и девушки, оставляя более взрослых людей стоять на ногах. Максимум, чем некоторые сидящие могли помочь – так это просто взять сумки стоящих пассажиров к себе на колени.
Потом встала и Марина, уступив место пожилому мужчине с костылем, хотя рядом с ней сидел здоровенный детина, не удосужившийся даже с места сдвинуться. На следующей станции нам надо было выходить и нас буквально выпихнули из вагона, а по пути к эскалатору какой-то бугай, пробивая себе путь, грубо отпихнул Маринку в сторону.
— Ну, что? Убедилась, каковы джентльмены у нас? – не смогла не съязвить я. Ответом послужили выражение ее глаз и ненормативная лексика, вырвавшаяся из ее красивых губ — в адрес наших «джентльменов». Марина хотела обратиться к полицейскому патрулю, но ее отговорила. Зачем время тратить впустую?
Кстати, раз уж речь зашла о полиции, то думаю, следующий пример будет весьма уместным.
Полицейские – лежачие и сидячие
Недаром говорят, что реальная польза бывает только от лежачих полицейских: и наехать можно, и не дерется. А вот некоторые (в том числе и чиновники) их сильно недолюбливают, ибо лежачие полицейские спуску не дают, взяток не берут, а на мигалки вообще плевать хотели.
Но не будем отвлекаться на лирические отступления и продолжим разговор о «джентльменстве». Сама свидетелем не являлась (к сожалению великому), но впечатления от рассказа остались сильные. Не так давно мой коллега ехал со своей знакомой на маршруте №6. Среди множества сидящих мужчин был и толстопузый блюститель порядка, который занял своим зыбким телом почти два места. Спутница моего коллеги предложила полицейскому встать и уступить женщинам место. Но блюститель порядка был, то ли глух, то ли излишне «принципиален», а потому – не смотря на просьбы и требования — с места он так и не сдвинулся, продолжая упорно пялиться в окно, тем самым подавая «отличный пример» всем остальным представителям сильного пола.
Здоровые «больные»
Не менее умиляет подрастающее поколение, воспитанное в духе арт-хауса. Видимо, срабатывает надуманный «принцип крутизны». Еще бы! Если в нашем детстве уступать место в транспорте считалось красивым поступком, то сегодня это читается отстоем, на который идут разве что неудачники. А иначе как объяснить сидящий в транспорте молодняк, спокойно глазеющих на стоящих рядом взрослых людей? Разве что отсутствием должного воспитания — как в школе, так и дома. Не знаю, как вы, а я часто становилась свидетелем сцен, когда родители удерживали своих детей от попытки последних уступить место в транспорте. А ведь молодежь могла бы и постоять, на то и молодость дана, как говорится. Ведь каждому из нас светит старость, и от нее никуда не денешься, так же как и от неоспоримого факта, что всем воздается исключительно по поступкам и деяниям. Исключением являются разве что молодые люди с физическими недостатками и проблемным здоровьем. Кстати, очень многие женщины, вынужденные стоять в транспорте рядом с сидящим молодым человеком, так и говорят: «Наверное, он болен». Но такого, как правило, не бывает. Не так давно мы подняли в метро такого вот «больного» — парнишку лет 15-ти, около которого стояли две пожилые женщины. Диалог был следующим:
— Парень, уступи место женщине.
— А тебе какое дело? Хочу – сижу.
— Давай, вставай. Не развалишься. Женщинам надо места уступать.
Диалог наверняка ни к чему бы не привел, если бы не мой спутник, который лучше меня разбирается, как действовать в таких случаях. Молодой хам понял, что если он сейчас же не встанет, то его будут бить, и возможно, даже ногами. Против силы, как говорится, не попрешь, пришлось ему встать и уступить место женщине.
Но согласитесь, это не выход. Хотя, почему же? Ведь в метро на конечных остановках всегда объявляют: «Уступайте места пожилым людям, а также женщинам с грузом и маленькими детьми». Понимаю, что уши, наглухо закупоренные наушниками этого могут не услышать. Но если в транспорте будут работать волонтеры, как, скажем, в Киеве, если будут штрафовать за нерадивость, то культура поведения в транспорте рано или поздно дойдет даже до самых отсталых слоев населения. Но это будет уже совсем другая история.
Яна Мадатова
нимдаш