Важным политическим событием конца прошлой недели стало заявления президента России Владимира Путина в ходе визита в Грецию. Привлекают внимания слова Путина о перспективах развития отношений с Турцией. Известно, что говоря в Афинах на эту тему, он использовал не традиционный жесткий и скандалистский лексикон, а выбрал более мягкую риторику и выразил желание Москвы помириться с Анкарой.
На самом деле это заявление Путина является месседжем Анкаре, что для примирения достаточно любого жеста, походящего на извинения. Если два крупных государства помирятся, то в регионе установится новая ситуация, он вздохнет спокойно. Естественно, это отвечает и коренным интересам Азербайджана. В первую очередь мы имеем виду карабахский конфликт. Потому что возможно возвращение на повестку дня совместного сотрудничества Москвы и Анкары в этом вопросе.
Возможно, в этом случае в вопросе войны Азербайджан окажется связан по рукам и ногам – по просьбе Кремля и благодаря влиянию Анкары на Баку. Однако взамен может ускориться возвращение нескольких районов. Но вопрос в том, не будет ли конфликт заморожен снова по сценарию Москвы после возвращения нескольких районов? Этот вопрос, как и вопрос примирения Анкары и Москвы, остается открытым…
***
В любом случае, возвращение российско-турецких отношений в нормальное русло уменьшит военную напряженность на Южном Кавказе и в зоне карабахского конфликта, расширит возможности диалога по Карабаху. Но как мы отметили, трудно сказать, что это в скором времени приведет к решению самого серьезного конфликта в регионе, потому что определить реальные планы Кремля очень сложно. Как бы то ни было, до инцидента с самолетом отношения между Россией и Турцией были на достаточно высоком уровне, но в тот период никаких подвижек по Карабаху зарегистрировано не было.
После инцидента и обострения российско-турецких отношений самым главным изменением в регионе является изменение статус-кво в Карабахе в пользу Азербайджана и Турции в ходе четырехдневной войны в начале апреля. Москва вынуждена воспринимать это всерьез. Иначе неизбежна новая широкомасштабная война, и Кремль хорошо осознает это.
Развязывание войны означает противостояние России и Турции. Но Кремль не желает этого. Он боится потерять два крупных государства – Турцию и Азербайджан из-за армян, это не отвечает его интересам. Неслучайно в Афинах Путин высказал мысль, что «Россия никогда не будет вступать в военное противостояние с Турцией, это исключено».
***
Примирение Анкары и Москвы стало бы самой надежной гарантией, чтобы избежать этого столкновения. Война же, наоборот, похоронила бы все надежды на примирение. К тому же, военно-политическая ситуация на Южном Кавказе стремительно меняется не в пользу России. Речь в первую очередь идет об усилении НАТО и США в Грузии, проведении там военных учений, создании военной базы и параллельно усилении военного сотрудничества между Турцией, Азербайджаном и Грузией. Было анонсировано первое совместное военное учение между этими тремя странами. Сотрудничество Анкары и Москвы смогло бы ослабить влияние усиливающегося в регионе Запада и сыграть роль своеобразного буфера.
Есть и другие факторы, делающие необходимым это примирение: в Турции начинается летний сезон, а экономическая ситуация в России все больше ухудшается. Кроме того, испорченные отношения между Турцией и Израилем в 2010 году из-за инцидента с «Флотилией свободы» близки к нормализации, с назначением нового премьер-министра Турции Бинали Йылдырыма ожидается ратификация итогового решения.
Отношения Азербайджана с Израилем тоже выходят на высокий уровень. Лоббирующий интересы нашей страны бывший министр иностранных дел Авигдор Либерман назначен министром обороны, что является очень важным событием.
***
Безусловно, Москва не может не воспринимать всерьез эти процессы, протекающие в регионе и вокруг него. Видимо Кремль просчитал возможные политические, геополитические и военные результаты этих процессов, в результате чего сменил традиционную жесткую риторику в отношении Анкары. Кроме того наблюдаются жесты доброй воли Баку со стороны Москвы, которые сделал Путин в ходе визита в Грецию.
Как сообщается, в ходе визита Путина в Афины выяснилось, что Россия не станет чинить препятствия проекту «Южного газового коридора», который будет поставлять в Европу газ, добываемый с «Шахдениз-2». О реализации проекта газопровода İTGİ Poseidon, который является альтернативой ТАР, за все время поездки главы России ничего сказано не было. Путин лишь отметил, что в расширении экспорта российского газа на рынки Европы он делает ставку на проект газопровода «Северный поток-2», который свяжет Россию с Европой по дну Балтийского моря.
TGİ Poseidon был предложен еще в 2003 году. Согласно проекту, газ должен был транспортироваться с северо-востока Греции на юг Италии, то есть маршрут этой газовой линии полностью совпадал с маршрутом ТАР. Согласно проекту İTGİ Poseidon, российский газ с юга Италии должен был транспортироваться на весь юг Европы. Однако, судя по всему, несмотря на все старания Москвы, греческий премьер Ципрас предпочел отставить в сторону все планы, альтернативные ТАР, который поддерживает Евросоюз, а точнее, он был вынужден пойти на это под давлением.
Так, итоги визита Путина в Афины через 10 дней после закладки фундамента TAP говорят о том, что сегодня нет препятствий для доставки азербайджанского газа на рынки Европы. Войны, направленные на то, чтобы не дать осуществиться проекту «Южного газового коридора», имеющего стратегическое значение и для Азербайджана, и для Европы, окончились победой Баку.
***
Естественно, главным архитектором этой победы является Запад. Он же сыграл главную роль в том, что Россия пошла на попятную. Теперь Запад начал серьезно притеснять Россию не только в энергетической сфере, но и на Южном Кавказе и Украине. С этой точки зрения не удивительно, что Россия ищет партнеров и хочет помириться и наладить отношения с Турцией.
Остается добавить, что на фоне последнего развития событий у Баку появился уникальный шанс помирить Россию и Турцию, Азербайджан может ускорить этот процесс. Возможно, еще одним мотивом примирительных месседжей Анкаре и реверанса в сторону Баку является нежелание потерять навсегда старых друзей и союзников.
Начался процесс уточнения друзей и соперников.