Иран неоднократно выражал свое отношение к реализации проекта Зангезурского коридора, которое сводится к тому, что Тегеран серьезно обеспокоен вопросами своей национальной безопасности в этой связи. Несмотря на то, что иранское правительство во главе с президентом Масудом Пезешкианом придерживается нейтральной позиции и выражает стремление к сохранению добрососедских отношений в регионе, представители же консервативных кругов узрели угрозу в транспортной коммуникации, которую намерены курировать США. Кроме того, стоит напомнить, что участок дороги, о котором идет речь, проходит по территории Армении, но взволнованные радикалы в Иране, демонстрируя свое неприятие маршрута в силу каких-то опасений, почему-то настойчиво упускают этот факт из виду.
Свое несогласие относительно реализации TRIPP высказал в беседе с послом Армении в Иране главный советник Верховного лидера ИРИ аятоллы Али Хаменеи — Али Акбар Велаяти. К слову, почтенного возраста Велаяти – представитель лагеря противников реализации проекта Зангезурского коридора. Он является автором регулярных заявлений на тему так называемой обеспокоенности иранской стороны.
Высказывание советника Хаменеи и позицию консервативной части иранского руководства по данному вопросу в целом для Minval Politika прокомментировал глава Центра исследований Южного Кавказа, политолог Фархад Мамедов.
«Заявление советника Хаменеи, учитывая преклонный возраст самого советника, можно было бы списать на старческий маразм, но мы видим разные лики Ирана во всей красе, когда правительство говорит одно, а разные советники – другое», — отметил эксперт.
Политолог напомнил, что Иран долгое время, в особенности группа радикалов, выступал против реализации проекта Зангезурского коридора, называя его «Туранским», «в итоге получил «Маршрут Трампа» по территории Армении».
«Азербайджан не должен как-то реагировать на это, потому что данная тема касается исключительно Республики Армения, той республики, относительно которой в Иране формировали надежды на то, что Ереван будет продолжать играть роль спойлера в региональных процессах, потому что Иран традиционно играет и формирует свою внешнеполитическую стратегию исключительно на противоречиях, но никак не на сотрудничестве», — сказал Мамедов.
«Не хотели Зангезурский коридор, тогда будет дорога TRIPP с участием американцев. Как говорится, получите-распишитесь», — добавил он.
При этом собеседник указал на то, что армяно-американские переговоры по реализации Зангезуркого коридора активизировались, что автоматически приводит и к активизации Ирана: «В особенности это касается шевеления радикально настроенных групп».
«И эти все вопросы не для азербайджанской стороны от Ирана, а, скорее, к армянской. Вот как бывший посол Ирана в Армении Субхани, а также Велаяти повторяли свои тезисы словно мантру по теме изменения границ и т.д., сейчас пусть повторяют это в отношении Армении и спрашивают у Еревана относительно переговоров с американской стороной», — заключил Мамедов.










