«Бархатной революции» в Армении не получилось. Но в результате регион может оказаться на шаг ближе к войне
Политическую аналитику — неважно, идет ли речь о журналистике, политологии, работе с «открытыми» источниками или обработке данных разведки — многие сравнивают с игрой в пазлы. Как утверждают специалисты, «уловить тренды» можно, даже не имея полной картины — примерно так же, как с составными картинками: если у вас в наличии хотя бы половина или даже треть от необходимых «кусочков», общую картину уже можно себе представить. Но, продолжают специалисты, как быть, если нужные «пазлы» перемешаны с «пазлами» от других картинок? Да еще в неизвестном соотношении? Ответ, к сожалению, давно известен: человек в таком случае «увидит» то, что он больше всего хочет или, наоборот, более всего опасается увидеть.
С последними событиями в Армении получилось примерно то же самое. Многотысячные митинги с музыкой, танцами и вувузелами, зажигательные речи, щедро пересыпанные привлекательными обещаниями бороться с коррупцией, укрепить независимость Армении и даже вывести ее из-под монопольного политического контроля России — все это напоминало ремейк очередной «бархатной революции». И давало, конечно, изрядную почву для радостных прогнозов.
Мечту расцвечивали самыми яркими и причудливыми красками. В Армении не сомневались: демократия побеждает, Никол Пашинян и его команда (кто конкретно в эту «команду» входит, никто не знал даже приблизительно, включая самого Никола, но на такую несущественную деталь просто не обратили внимания) покончат с коррупцией, власть и ее приближенные перестанут «грабить народ», сблизятся с Европой, и тогда… В Азербайджане некоторые эксперты строили свои планы: демократия побеждает, вот сейчас у власти в Армении окажутся здоровые силы, они займут более конструктивную, чем соучастники Ходжалинского геноцида Кочарян и Саргсян, позицию по Карабаху, и тогда…
А теперь вот вожделенное «тогда» отодвигается в весьма неопределенное будущее.
Улица — за, парламент — против
Самыми первыми рухнули надежды на скорое «торжество демократии». В самом деле, еще накануне все казалось предрешенным. Армянские «р-р-революционеры» едва ли не играючи отправили в отставку Сержа Саргсяна. Врио премьер-министра Карен Карапетян предлагал Николу Пашиняну договориться, но победа вскружила голову. Задача-максимум — самому занять пост премьера — становилась маняще-реальной. Пашинян проводил митинги в Гюмри, в Ванадзоре, он раздавал интервью едва ли не как действующий премьер. И вот — кульминация. На 1 мая назначены выборы нового премьер-министра Армении. Лидер уличных протестов Никол Пашинян — единственный кандидат. Его выдвинул блок «Елк». Остальные фракции, включая и вроде бы оппозиционный блок Гагика Царукяна, и дашнаков, и даже республиканцев, своих кандидатов не выдвинули вообще. Многие эксперты были уверены: собравшись в 12 часов дня, депутаты без долгих прений закрепят результат революции и утвердят Пашиняна на посту премьер-министра. Но республиканцы, вопреки прогнозам, поддержать его кандидатуру отказались. По их мнению, Никол Пашинян не готов встать у руля государства. Лидеру протестов в результате не хватило голосов: 45 за, 55 против. Мнение улицы не совпало с решением парламента.
Но даже этой короткой и неудачной попытки штурма власти хватило, чтобы понять, насколько иллюзорны были надежды, что вот сейчас победит демократия, то есть Пашинян, и все проблемы Армении решатся сами собой.
Прежде всего, Пашинян, который даже свой блок назвал «Выход», подразумевая выход Армении из ЕАЭС и ОДКБ, сегодня резко «сменил пластинку» и заявляет на все лады, что Армения останется в ОДКБ и ЕАЭС, что российские базы с ее территории выводиться не будут и т.д.
Не стоит ждать в случае его победы и «оздоровления внутриполитической среды». Да, лозунги в стиле «долой сатрапа и диктатора, даешь демократию сейчас и немедленно!» смотрятся весьма привлекательно. Да, Никол Пашинян так и не занял пост премьер-министра. Но то, что происходило в эти дни в Армении, с пикетами у крупных супермаркетов, принадлежащих «республиканцам» и обеспокоенными заявлениями коммерсантов, что бизнесу в Армении должны быть предоставлены гарантии безопасности, дает пищу для размышлений: то, что еще вчера принимали за «майдан» и «прорыв к демократии», в условиях армянской конкретики оказывается этаким «клановым переворотом». Где верхушку из «карабахцев», возможно, сменит верхушка из «ереванцев», вслед за этим, конечно, начнется массовый передел собственности — со всеми сопутствующими элементами вроде «маски-шоу», но вот произойдет ли реальное улучшение социально-экономической ситуации в Армении — большой вопрос. Для этого, напоминают эксперты, нужно не менять «карабахцев» на ереванцев, Саргсяна на Карапетяна или даже Пашиняна — необходимо прежде всего нормализовать отношения с соседями.
В 2001 году Пашинян, в те годы соратник Левона Тер-Петросяна и редактор газеты «Айкакан жаманак», действительно в одной из статей написал: «Меня удивляет, что в стране есть люди, которые питают иллюзии касательно взятых, если хотите освобождённых, если хотите оккупированных территорий. Я не принимаю точки зрения, что хорошая дипломатия может добиться того, чтобы эти территории не были сданы Азербайджану. Оставив свое, хотим быть хозяевами чужого». Но теперь он от своих прежних слов отказывается. В прессу, в том числе российскую, уже попала красноречивая подборка его высказываний: «единство армян остановит иллюзии Баку решить нагорно-карабахский вопрос военным путем», «сопредседатели Минской группы ОБСЕ должны использовать все свое влияние, чтобы удержать Баку от неразумных шагов», «Армения нуждается в увеличении военных расходов. Военные расходы в Армении должны быть адекватны ситуации в регионе. Считаю ли я, что сейчас Армения нуждается в увеличении военных расходов? Да. И мы сможем это сделать параллельно с ростом бюджетных поступлений» и т.д..О том, что конструктивизм должна проявить сама Армения, не было сказано ни слова. О готовности вывести войска с чужих захваченных земель— тем более. Проще говоря, позиция Пашиняна не очень отличалась от всего того, что говорилось в Ереване в последние годы. Стоит ли в этих условиях надеяться на скорый прорыв в карабахском урегулировании — это тест на степень наивности, но не тема для экспертной дискуссии.
Только вот куда опаснее другое. Успешного «майдана» в Армении не получилось — по крайней мере пока. Но вот в результате регион может оказаться куда ближе к новой войне, чем к дипломатическому продвижению. И не только потому, что в Армении по сути дела отсутствует «партия мира», а Карабах остается тем полем, где основные «игроки» предпочитают набирать очки за счет жесткой риторики.
Внутриполитические игры на карабахском поле. С московским акцентом
Здесь, пожалуй, нужно опять вернуться к внутриполитическим реалиям Армении последних дней. Намеренно оставим в стороне дискуссию, насколько правы были те депутаты из числа «республиканцев», кто считал, что Никол Пашинян просто «не тянет» на такой пост, как премьер-министр и фактический руководитель страны. Хотя, признаться, персонаж в охотничьей камуфляжной майке, который мог на полном серьезе заявить, что надо, мол, избрать «народного премьера» путем скандирования на площади, в качестве кандидата на пост главы правительства выглядит достаточно экзотично. И, возможно, не так уж далек от истины депутат-республиканец Армен Ашотян, который прямо заявил: «Выступление Пашиняна в качестве кандидата на пост премьер-министра было упорным и достойным, но не удовлетворительным и адекватным к существующим в Армении проблемам: безопасность, миграция, бедность и коррупция». После чего добавил: «Плохо, что я не могу присоединиться к движению, но считаю разрушительным то факт, что нас заставляют сделать выбор, который на мой взгляд, станет для Армении концом. Я не хочу, чтобы Никол Пашинян стал последним премьер-министром страны».
Дело, собственно, даже не в том, что в Армении десять лет пост президента занимал Серж Саргсян, и совсем недавно, недели две назад, эти же республиканцы назначили его на пост премьера. Важно другое. Пашинян не просто потерпел неудачу в попытке штурмовать пирамиду власти. То, что произошло в Национальном собрании Армении, не оставляет сомнений: Республиканская партия не намерена сдаваться без боя — и в прямом, и в переносном смысле. Есть ли у республиканцев реальные шансы на такой реванш — вопрос открытый. По закону, нынешний парламент через 7 дней — 8 мая — вновь попытается избрать премьер-министра. Пашинян уже обещал, что он предпримет новую попытку. Но если его опять не изберут премьером (а республиканцы, оправившись от шока, явно переходят если и не в наступление, то по крайней мере к активной обороне), то парламент распускается, и в стране объявляются досрочные выборы.
И да, маленькая деталь: в течение всего этого времени фактическим руководителем Армении будет Карен Карапетян, выходец из «газпромовской» иерархии. Который, напомним еще раз, и намечался Москвой на пост фактического руководителя Армении. И вот за это время, предупреждают эксперты, измениться может многое.
Пашинян не сдается и призывает народ к забастовкам, блокированию дорог и аэропортов и т.д., рассчитывая под аккомпанемент разговоров о «мирном протесте» просто продавить себя, любимого, на пост главы правительства. А он, напомним, был одним из лидеров протестов в 2008 году, которые закончились кровью на улицах Еревана. Плюс ко всему если еще недавно полиция вела себя вполне мирно, то сейчас ситуация может измениться.
А республиканцы, напомним, с самого начала предупреждали: Армения не может позволить себе слишком уж увлечься внутриполитическими «разборками», за противостоянием на ереванских улицах внимательно наблюдают из Баку и т.д.
Наконец, есть еще такой «игрок», как Россия. Где явно не намерены терять свой последний «форпост» на Южном Кавказе.
Пока что в структурах исполнительной власти демонстрируют сдержанность. Но Армению посетила парламентская делегация, в состав которой вошли такие узнаваемые персонажи, как бывший союзный премьер и «герой армянского народа» Николай Рыжков и зампредседателя думского комитета по делам СНГ Константин Затулин. Правда, их визит в Армению трудно назвать таким уж удачным. По сведениям ереванской «Грапарак», «…заседание межпарламентской комиссии по сотрудничеству Федерального собрания России и Национального собрания Армении проходило в контрреволюционной атмосфере. Российские депутаты с пеной у рта охаивали Бархатную революцию. Сопредседатель межпарламентской комиссии Николай Рыжков даже назвал лидера революции, депутата Никола Пашиняна «дурачком», а события в Армении – Майданом. Он сказал, что никто не давал ему права начинать такое Движение в Армении.
Рыжкова пытался призвать к порядку депутат от Елк Эдмон Марукян. А депутат от блока Царукян Наира Зограбян сказала, что это не геополитический вопрос, а внутриармянское гражданское движение. Республиканцы Гегамян и Нагдалян из-за спины русских набросились на оппозиционных депутатов, заявив, что Рыжков прав. Наира Зограбян и Эдмон Марукян демонстративно покинули зал». Возможно, конечно, что Рыжков и Затулин просто «сгустили краски», но не исключено, что они озвучили месседж: Москва не желает видеть у власти в Армении Пашиняна и его друзей. Неслучайно, что именно после визита Рыжкова и Затулина республиканцы внезапно стали «показывать зубы» Пашиняну.
Но самое главное и самое опасное, в случае обострения ситуации в Карабахе республиканцы получают вожделенный карт-бланш на силовое подавление любого неповиновения в обществе и уж по крайней мере на разблокирование дорог и аэропортов. Вопрос, не может ли РПА сама спровоцировать это самое обострение, на этом фоне звучит риторически. Как и то, решатся ли в Ереване на такое без «отмашки» со стороны России. Тем более что и воевать тут собираются руками и силами Москвы, которая попытается «оплатить лояльность» своего форпоста за счет территориальных захватов в нелюбимом Азербайджане. Где не только проводят «Формулу-1», но и — какая непростительная наглость — подписывают крупное соглашение с ВР, а Президент Ильхам Алиев после своего избрания наносит визит сначала в Турцию, а затем в Великобританию. Есть у РФ повод занервничать и по поводу размывания своих позиций к востоку от Каспия, прежде всего в Казахстане — а единственной дорогой на запад для государств этого региона остается Азербайджан.
О том, существуют ли здесь некие закулисные договоренности, по понятным причинам молчат и в Ереване, и в Москве. Но уже не кажется случайным, что общественное мнение Армении открыто готовят к возможному обострению в Карабахе. Военные источники регулярно сообщают о «сосредоточении» и «передвижении» азербайджанских войск. А Давид Бабаян, пресс-секретарь главы карабахских сепаратистов Бако Саакяна, заявил: Азербайджан, дескать, «предпримет провокацию» к 9 мая, когда в Армении будут отмечать очередную годовщину оккупации Шуши. Если учесть, что в те же дни будет предпринята новая попытка избрать премьера, вернее, не избирать его, то ситуация становится понятной.
Другое дело, что Армения уже пыталась устроить подобные игры с огнем два года назад. Только вот закончилась эта «игра с огнем на линии фронта» не в пользу любимого форпоста России. Более того, сегодня, уверены многие, Сержа Саргсяна «достал» именно апрельский бумеранг двухлетней давности. Другое дело, понимают ли это не только в Ереване, но и в Москве. Где, похоже, и принимаются все ключевые решения от имени Армении.
Нурани