Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, торжественное открытие которой состоялось 30 октября, стало самым обсуждаемым событием последних дней в регионе.
В Армении, как пишет ереванский сайт «Первый информационный», продолжают обсуждать и оценивать «возможные экономические и политические риски» железной дороги Баку-Тбилиси-Карс: «Возможность присоединения Армении к железной дороге Баку-Тбилиси-Карс в нынешних условиях практически равна нулю, так как финансировавшие проект Турция и Азербайджан, которые и осуществляют управление железной дорогой (и в этом неприкрыто признаются грузинские эксперты), для участия Армении выдвигают конкретное предусловие: прежде всего должен быть разрешен карабахский конфликт, и армянские войска должны быть выведены с оккупированных территорий».
Вывод, который делает издание: Армения вынуждена искать свои пути для активизации экономического сотрудничества со странами региона и свои способы снижения потенциальных рисков подобных действий против нее. «И противодействие армянской стороны может иметь не только политический и экономический, но и военный характер».
Как отмечает армянский политолог Левон Ширинян, запуск БТК в стратегическом смысле – попытка Турции и Азербайджана блокировать Армению. «Грузия заключила сделку с пантюркискими государствами – турецко-азербайджанским тандемом, в том, чтобы действовать против Армении.
По его мнению, одна из причин того, что Армения оказалась в этой стратегической западне – отсутствие политического и стратегического чутья у правящего класса Армении: «Главная цель правящей элиты – завладеть национальным богатством Армении или перераспределить его». Вторая важная причина заключается в том, что мы психологически не может перестать «хвататься за подол русских».
Армянский эксперт указал и на тот факт, что армянская сторона готовая прибегнуть к военному сценарию, но только в том случае, если иного варианта больше не будет. Левон Ширинян считает, что Азербайджан ведет политику, направленную на истощение Армении. «Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс нечто вроде закручиваемой гайки Армении. А значит Армения прежде всего должна урегулировать свои вопросы с союзниками: а то вцепились в меч России, а меч этот ржавый. В этом смысле Армения должна широко раскрыть объятия Ирану и попытаться наладить еще более глубокие, отношения стратегического характера с Евросоюзом и США. Во-вторых, нужно объявить общенациональную мобилизацию. Сегодня Армения оказалась в положении камикадзе, а значит, должна действовать по этой ситуации».
В заявлении Левона Шириняна звучит неприкрытая угроза. А ведь БТК — это проект международный. И уже известно, что Казахстан начал экспорт продукции в Турцию по новой железной дороге Баку-Тбилиси-Карс.
Между тем в беседе с minval.az один из европейских дипломатов на условиях анонимности сообщил, что не стоит сбрасывать со счетов и фактор Китая. «Еревану стоит задуматься: а как будет реагировать Китайская Народная Республика на удар Еревана по БТК, если основным и самым важным «клиентом» является Китай?».
При этом, по его словам, нельзя исключать того, что в случае возобновления боевых действий в зоне карабахского конфликта Армения нанесет удар по железной дороге и по газопроводу и нефтепроводу.
«Но в этом случае Запад будет иметь намного более серьезные причины для вмешательства. Хотя при этом надо будет учитывать роль России в новом конфликте», — отметил собеседник.
В свою очередь военный эксперт, полковник Шаир Рамалданов, касаясь угроз со стороны Еревана в отношении БТК заявил minval.az, что дыма без огня не бывает. «Ереван действительно оказался в стороне от всех перспективных региональных проектов, энергетических и транспортных коридоров. А ведь они могли проходить через Армению, если бы не агрессивная политика этой страны».
«Конечно, звучат угрозы со стороны Еревана, но маловероятно, что армянская сторона атакует объекты, в постройке которых участвовали не только Азербайджан, но и другие государства. Кроме того, все эти проекты, включая БТК, важны и для многих других стран мира, включая Китай, Казахстан, Турцию, Грузию и т.д. Какие бы планы не строила Армения, на атаку подобных инфраструктурных объектов она не решится. К тому же, есть еще фактор ответного удара со стороны Азербайджана», — отметил Шаир Рамалданов.
Как говорит эксперт, БТК – это не просто железнодорожный проект: «При его строительстве были предусмотрены все возможные угрозы и их нейтрализация».
«А если уж говорить о дистанционных ударах, то у Азербайджана возможностей гораздо больше», — подчеркнул собеседник.
В.Абасова
Minval.az