Согласно недавно опубликованному отчету Ernst & Young, по уровню коррупции в бизнесе Украина занимает третье место в Европе – 85% менеджеров признались, что без взятки не обойтись. Коррупция существенно мешает улучшению бизнес-климата и реализации инвестпроектов в стране, поэтому украинская власть предприняла новую попытку борьбы с ней, криминализировав все элементы активного и пассивного взяточничества. Согласно вступившему в силу 18 мая закону, даже обещание взятки (в Уголовно-процессуальном кодексе — обещание или предложение неправомерной выгоды) считается уголовным преступлением. Однако, как показывает история, без создания благоприятных условий для бизнеса и снижения уровня бюрократии победить коррупцию невозможно.
Напомним, коррупция стала почти неотъемлемой частью экономической жизни общества еще в годы НЭПа в связи с противоречивой политикой государства в отношении частного капитала — с одной стороны, советское правительство декларировало некоторую свободу торговли, с другой – продолжало борьбу с «классовыми врагами». После введения ряда мер по наступлению на «частника» (прямых вроде запрета на оптовую продажу им изделий из кожи и косвенных — снижения розничных цен и увеличения налога на прибыль частного капитала), нэпманы были вынуждены переходить на полулегальное положение. Взяточничество стало одним из самых распространенных преступлений и, по мнению советской власти, одним из самых социально опасных, поскольку считалось, что таким образом буржуазия стремилась подчинить хозяйственный аппарат страны частным интересам. В 1922 г. правительство начало кампанию по борьбе со взятками – к примеру, согласно криминальному кодексу 1922 г. должностное взяточничество наказывалось от 3-хлетнег о лишения воли до высшей меры (расстрела) и конфискации имущества. (Отметим, что в 1924 г. на взяточничество приходилось около 40% привлеченных за должностные преступления).
С концентрацией власти в руках Иосифа Сталина борьба с коррупцией усилилась. Расследования дел по взяточничеству проводились в кратчайшие сроки, выносимые судами наказания ужесточились; кроме того, к уголовной ответственности привлекались не только взяткополучатели, но и взяткодатели. Однако с другой стороны, именно это ужесточение и усложняло борьбу со взяточничеством, поскольку показания дававших взятки людей зачастую были единственными доказательствами преступления, к тому же, проводить расследования мешала царившая на предприятиях и в артелях круговая порука.
Кроме того, как отмечает историк Игорь Говоров, поскольку в СССР действовало большое количество разнообразных должностных инструкций, директив и указаний, даже для принятого за деньги решения чиновники могли придумать официальную причину.










