В эксклюзивном интервью Minval.az бывший глава секретариата аппарата президента, помощник экс-президента Гейдара Алиева, политолог Эльдар Намазов рассказал осовместном заявлении с бывшим министром национальной безопасности Армении Давидом Шахназаряном, о сбитом боевом армянском вертолете, а также о многом другом.
ВИДЕО:
Цитаты из первой части интервью:
-
Точно такой же была реакция в Ереване: в армянских СМИ появилось много публикаций на тему нашего заявления, которое, по их мнению, выгодно Азербайджану, а подписантов с армянской стороны называют пятой колонной Азербайджана.

-
Два года назад, когда меня спрашивали о том, что является главной угрозой для страны, я называл карабахский конфликт – а именно продолжающаяся оккупация территорий, возможность возобновления боевых действий. Другие угрозы казались второстепенными.
-
Самые сложные и масштабные по своим последствиям процессы на постсоветском пространстве происходят именно сейчас — в Украине.
-
Стремительное падение цен на нефть ставит под угрозу экономическое будущее многих государств, которые слишком зависят от доходов нефти и газа, в том числе и для Азербайджана. Причем, наша зависимость от нефтегазовых доходов значительно выше, чем в России и Иране.
-
На ситуацию в Азербайджане может сильно повлиять выход Ирана на рынки сбыта нефти и газа. Это приведет к еще большему падению цен на нефть, и еще важно, что Иран не имеет никаких прямых границ с ЕС, на рынки которого он пытается вынести свои газовые запасы. Если Армения станет новым транзитером энергоресурсов для Европы, понятно, что это найдет свое отражение и у нас.
-
Риски опасности резко возрастают, мы одновременно говорим сразу о трех-четырех внешнеполитических угрозах, и в этой ситуации нужно не занимать шапкозакидательские настроения, а желательно выяснить — какие риски мы можем предотвратить, а какие — минимизировать.
-
Ближайшие два года будут достаточно тяжелыми для Азербайджана.
-
Никогда прежде согласия на то, чтобы ввести в пакет принципов принцип референдума в качестве механизма определения статуса Карабаха мы не давали, а на этот раз согласие почему-то было дано. Весь переговорный процесс вокруг мадридских принципов, в конце концов, упрется в стену. А стеной станет вопрос определения времени проведения референдума. И ответа на этот вопрос ответа до сих пор нет.
-
Депортация азербайджанцев из Армении была связана именно с идеей референдума одновременно в двух республиках. Подход академика Сахарова, по крайней мере, был одинаковым для двух сторон. Но как только он озвучил его в Ереване, через 10 дней началась тотальная депортация всех азербайджанцев. Депортация была совершена именно для того, чтобы лишить азербайджанцев возможности участвовать в референдуме, если Кремль даст согласие.

-
В 1997 году и Гейдар Алиев, и Левон Тер-Петросян дали согласие на поэтапное урегулирование конфликта. Даже наша оппозиция была согласна. Из-за этого в Армении произошел государственный переворот. Прошло 17 лет, и мы снова возвращаемся к той истине, что кроме поэтапного плана урегулирования конфликта, нет никакого другого реалистического подхода.
-
Есть лишь три пути: война, замораживание ситуации и поэтапный план урегулирования. Четвертого не дано.
-
Основной смысл подписанного нами документа в том, что статус-кво не может сохраняться дальше. Ситуация настолько опасна, что любое неосторожное действие одной из сторон может привести к возобновлению военных действий.
-
Безусловно, в урегулировании конфликта больше заинтересован Азербайджан.
-
20 лет переговоров и никаких продвижений – это за пределами того, что можно нормально воспринять.
-
У России достаточно рычагов и возможностей влияния на ситуацию в регионе, в первую очередь, за счет доминирования в Армении. Но она пока этой возможностью не воспользовалась.
-
27 октября президенты встречаются в Париже, звучит откровенный призыв со стороны Минской группы о том, что статус-кво пора менять, надо работать над мирным соглашением и этот призыв, в отличие от Еревана, поддерживается нашей стороной. И через 10 дней начинаются самые широкомасштабные учения на оккупированных территориях. Сами учения и были вызовом Азербайджану, а это по сути уже является провокацией.
-
Следующая провокация – полет боевых вертолетов. Армянская сторона не может добраться до останков вертолета, понятно, что вертолет не летел по ту линию фронта, так как это вертолет боевой.
(Продолжение следует)
Беседовал Эмиль Мустафаев, фото и видео Илькина Зеферли











