Выступление на юбилее Академии госуправления при президенте страны Глава президентской администрации Рамиза Мехтиева, в ходе которого прозвучали некоторые откровения, пожалуй, стало свидетельством того, что уже скоро будет дан старт определенным переменам внутри страны. Рассказав о достижениях в экономике и образовании, неожиданно заговорил о дефиците квалифицированных кадров. Кроме того, по его словам, многие госчиновники до сих пор находятся на «платформе марксистско-ленинской теории» и выразил беспокойство по поводу влияния Интернета на молодежь. Он также раскритиковал уровень выпускников школ, который остается низким, несмотря на значительные усилия по улучшению материально технической базы образования.
Чем были вызваны столь чистосердечные признания главы администрации Ильхама Алиева? Готова ли власть к диалогу с гражданским сектором? На эти вопросы Minval.az ответили эксперты.
«Данное выступление можно назвать диалогом. Это пока что монолог. Если власть всегда в основном нахваливала саму себя, то теперь она стала себя критиковать. Причем она стала делать это публично»,- комментирует член совета правления движения РеАл Эркин Гадирли.
По его словам, подобные разговоры не являются новыми, но обо всем этом стали говорить открыто, правда, без присутствия своих оппонентов, но, тем не менее, публично.
Причиной этому, по его мнению, является подготовка к постнефтяному периоду.
«Денег от нефти будет все меньше и меньше, а это означает, что управлять придется по-другому. Власть построило все управление на потоке нефтедолларов, чтобы минимизировать риски. В результате был раздут государственный аппарат: появилось много не нужных для развития общества должностей, но они были нужны для контроля над ситуацией. Содержать аппарат с таким количеством ненужных людей со временем будет не по силам. Сам Мехтиев признался в том, что президентский аппарат занимался ерундой, что он становится обузой для нового этапа развития. Содержатся бездарные кадры за большие деньги, без всякой отдачи, плюс ко всему, это еще вызывает раздражение у людей, что тоже немаловажно. И поэтому власть начнет сокращать государственный аппарат. У нас есть отдельный таможенный комитет и отдельное министерство налогов. Вполне можно объединить эти ведомства. Меньше людей, меньше аппарата, больше полномочий — большая отдача и обходится дешевле»,- убежден Э.Гадирли.
Эксперт считает, что навряд ли в скором времени произойдут эти перемены, кроме того, считать это началом диалога властей с гражданским обществом тоже неправильно.
Отвечая на вопрос о том, почему глава администрации президента выступил с подобными откровениями публично, а не отчитал своих подчиненных за закрытыми дверями, без прессы, наш собеседник сказала следующее:
«Думаю, политический истеблишмент осознает, что к ресурсу публичности, который они до сих пор очень плохо использовали, теперь придется часто прибегать. Они сейчас будут использовать ресурс публичности, который хоть и не придаст им легитимность, но, по крайней мере, минимизирует риски для них и сделает управление намного дешевле. Им не пригодятся ненужные полуофициальные и непубличные функции, которые выполняли многие люди по всей стране. Они будут сбрасывать этот баланс, упразднять должности и больше всего говорить на публику. В том числе и критического характера».
При этом эксперт добавил, что без соответствующих экономических преобразований все эти задуманные меры ни к чему хорошему не приведут.
Кроме того, он считает, что, если большое количество профессиональных кадров будут работать в государственном аппарате, то в гражданском секторе появится пустота.
«Дело в том, что наличие хороших кадров в гражданском обществе является не менее важным. Ведь и там тоже требуется профессионализм. Я не желаю такой перспективы для общества. Исчезнет обратная связь. В конечном итоге получится та же проблема, о которой говорит Рамиз Мехтиев, но со знаком плюс. Очень профессиональную власть народ просто перестанет понимать. Власти довели ситуацию до такой степени, что им сложно находить одновременно профессиональных и доверенных людей: есть доверенные, но они не профессионалы, есть профессионалы, но им не доверяют. Судя по всему, для властей наступает кризисный этап»,- подытожил он.
В свою очередь директор информационного агентства «Туран» Мехман Алиев полагает, что власти прекрасно понимают, что существует серьезные проблемы, которых они не хотят решать вместе со своими оппонентами.
По его мнению, власть хочет определенно реформироваться, но она желает сделать это сама, без давления или какого-нибудь принуждения.
«Выступление Мехтиева можно считать первой ласточкой. Кроме того, накануне возобновила свою работу совместная рабочая группа по правам человека. Все это предвещает серьезные кадровые перемены в будущем. Власть просто вынуждена идти на них.
Я думаю, что велись какие-то разговоры между властями Азербайджана и Западными политическими кругами. В результате мы увидели давление на гражданское общество. Для них (Запада – прим.авт.) важнее всего, чтобы были реформы, нежели какое-то давление со стороны гражданского общество на правительство. Правительство, видимо, готово к таким шагам, дает гарантии, что будет принимать реформы, а в вопросе взаимоотношений НПО с властью Запад идет на уступки. На фоне давления на правозащитников Запад практически не стал серьезно защищать гражданский сектор. Прошел закон об НПО, но его никто не обсуждает. Ограничения в работе НПО, которые были введены недавно, в частности, ограничения о деятельности международных доноров, — показатель того, что на Западе есть определенное понимание ситуации»,- утверждает М.Алиев.
По словам эксперта, властям часто намекали о том, что революционные события в Украине могли бы повториться и в Азербайджане, если те не пойдут на реформы, но режим дал понять, что готов эволюционировать государственную систему, и поэтому мы должны ожидать в будущем году реальных шагов в этом направлении.
«В первую очередь власть должна отказаться от коррупции. Любая реформа обречена на провал, если власть не откажется от коррупционных схем. Важна договоренность с политическими оппонентами, должен быть выработан план действий на ближайшие 5 лет, согласно которому и будут реализовываться реформы. Антикоррупционный и пакет действий должны быть представлены обществу»,- заключил он.
Эмиль Мустафаев










