Руководитель Центра политических исследований (ЦПИ) «Атлас» Эльхан Шахиноглу в интервью Minval дал оценку досрочным выборам в парламент Украины, рассказал об основном тезисе валдайской речи Владимира Путина и о многом другом.
— Накануне парламентских выборов в Украине многие предсказывали успех Радикальной партии, а также партии националистов. Однако «Радикальная партия» Олега Ляшко, националистическая партия «Свобода» набрали мало голосов. Пропагандисты в Кремле успокоятся? И вообще, как вы оцениваете результаты голосования с точки зрения интеграции Украины в Европу?
— Да, прогнозы не совсем оправдались по результатам парламентских выборов в Украине. Но главное, согласно результатам этих выборов, «Блок Порошенко» сможет создать с Народным Фронтом коалиционное правительство. Следовательно, Арсений Яценюк останется премьер-министром. Порошенко нужен дееспособный парламент, а не боксерский ринг, а именно таким украинский парламент был долгие годы. Порошенко нуждается в техническом премьер-министре, который бы решал конкретные задачи, принимал решения, проводил непопулярные реформы в народе, а не в том, кто волновался бы о своей рейтинге. Дело в том, что у Порошенко мало времени, лимит доверия общественности может иссякнуть, как оно быстро иссякло у бывшего президента Виктора Ющенко. Кроме времени, у него есть еще один враг: Кремль постоянно будет мешать Украине в проведении полезных реформ, чтобы ни в коем случае не допустить процветания соседней ей страны. Поэтому Порошенко как никогда нуждается в финансовой поддержке США и ЕС. Если будут только обещания и аплодисменты к выступлениям Порошенко, то президент Украины не справится в одиночку с накопившимися за 23 года проблемами. Цивилизованный мир нуждается в сильной и в стабильной Украине. Хотелось бы верить, что «второй майдан» окажется более результативным, чем «первый майдан», потому что «третьего майдана» Украина может и не выдержать. Ведь в свое время общественность поверила Виктору Ющенко, но внутренние распри и запоздалость в принятии важных решений сделали свое дело: он с треском проиграл последующие выборы, которые привели к власти невозмутимого Януковича.
— Выборы в Раду не проходили как в Крыму, так и в некоторых регионах на востоке Украины. Но международные наблюдатели не ставят под сомнение их легитимность. Не является ли сам факт признания выборов показателем того, что международное сообщество смирилось с нарушением территориальной целостности Украины?
— А что может сделать мировое сообщество? Киев сам должен стараться решать свои проблемы. Ведь Киеву было известно, что Крым и Донбасс не будут участвовать в выборах и, несмотря на это, Киев все же пошел на эти выборы. Значит, такое решение было принято в Киеве. Соответственно, Запад нельзя упрекнуть в том, что США и страны ЕС признанием этих выборов смирились с нарушением территориальной целостности Украины. Главное, чтобы сам Киев не смирился с данным фактом.
— Удивляет позиция официального Киева в некоторых вопросах. Я помню статус на вашей странице в Фейсбуке, в котором вы писали о стенде, появившемся в Баку, перед входом в посольство России. Украинское посольство в данном вопросе спасовало. А накануне мы узнали о том, что в Крым начнут летать самолеты из Армении. Складывается ощущение, что никаких проблем нет, как нет ни нот протеста, ни вообще ничего.
— Да, Киеву нужно провести ротацию в отношении своих послов в постсоветских странах, в частности в Баку и в Ереване. Оба посла были посланы в наши страны бывшим президентом Виктором Януковичем. Посол Украины в Баку пассивен, он предпринимает минимум усилий для налаживания новых качественных отношений между новой властью Украины с руководством Азербайджана. А посол Украины в Ереване, наоборот, активен до неузнаваемости. Все помнят о том, что Армения в последнем голосовании в ООН не признала территориальной целостности Украины, а теперь планирует открыть авиарейсы в Крым. Я задаюсь таким же вопросом: как на это реагирует официальный Киев? Никак. Ни нот, ни объяснений. Наоборот, посол Украины в Ереване говорит, что Киев готов расширять отношения с Арменией. Что это за политика такая? Я за этот год трижды побывал в Украине, изучал детали украинского кризиса. И с кем бы я ни говорил — в унисон критиковали ГУАМ за то, что это страны- члены организации не столь активно поддерживают Украину. Как же поддерживать Украину, когда посол этой страны говорит об активных отношениях с той страной, которая не признала твоей целостности, да к тому же является сателлитом Москвы? Это конкретно пресловутые двойные стандарты.
— Речь Владимира Путина на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» вызвала много разговоров. В чем, по-вашему, заключен основной тезис в этой речи?
— Ну, наглядным стало то, что «валдайская» речь президента Путина в Сочи опять отличалось острым анти-американизмом, как это было в Мюнхене 2007 году. Главный враг для Путина — это Вашингтон с его политикой. По мнению Путина, во всех бедах в мире виновата именно Америка. Как будто Америка оккупировала Крым, или поддерживает сепаратистов во всем бывшем советском пространстве. Да, Америка самолюбива, у нее не хватает ресурсов для разрешения всех проблем мира, а иногда и, наоборот, из-за внешнеполитических ошибок усугубляет ситуацию в той или в иной части Земли. Но Америка хотя бы имеет какие-то ценности, а что делает сегодня Кремль? Расчленяет и властвует. Хозяин Кремля упрекает Вашингтон в двойных стандартах. Разве Москва действует по-иному? Например, Путин в своей речи как всегда упомянул Косово. Цитирую: «Крым, как и Косово, использовал свое право на самоопределение и надо уважать решение крымчан». Хорошо, но тогда почему Россия не признает независимость Косово? К сожалению, эксперты из разных стран, собравшиеся на Сочинскую встречу и слушавшие Путина, не задали ему этого простого вопроса.
— Судя по внешнеполитической ориентации Азербайджана после событий в Украине, в частности Майдана, был сделан простой вывод: сблизиться с Россией. Какие угрозы — это сближение может представлять для суверенитета Азербайджана?
— Какую бы политику не применяла Москва, у Азербайджана нет другого выхода, как иметь с большим северным соседом дружеские, добрососедские и партнерские отношения. Но такие отношения не являются отношениями двух стратегических партнеров или даже союзников, как хотят это приставить некоторые азербайджанские чиновники. Стратегический союзник Армении, страны — оккупанта не может быть автоматически и нашим союзником.
— Сегодня состоится встреча президентов Армении и Азербайджана в Париже. Как бы банально не звучал вопрос, но все же, стоит ли ожидать какого-либо прорыва в переговорном процессе?
— Прорыва в Париже я не ожидаю. Концептуальное различие подходов по разрешения нагорно-карабахского конфликта между Азербайджаном и Арменией не устранены. Поэтому ждать сюрприза от парижской встречи не приходится.
Эмиль Мустафаев









