Появились детали переговоров президентов Турции и США на саммите НАТО в Уэльсе. Встреча Эрдогана с Обамой, в ходе которой стороны обсудили ряд вопросов, представляющих взаимный интерес, продолжалась 90 минут.
И хотя, ни Белый дом, ни официальная Анкара не выступали с оперативными заявлениями для СМИ, сообщалось, что во время встречи тет-а-тет состоялся обмен мнениями по многим вопросам – начиная от ИГИШ и кончая палестинско-израильским конфликтом. Президент Турции сказал, что в ходе полуторачасовой встречи коротко обсуждались детали Украинского, Сирийского, Иракского, Ливийского, Египетского, Палестинского, связанных вопросов в связанных с взаимоотношениями Турции и США.
Также отмечалось, что были длительные дебаты относительно попыток создания в Турции параллельного правительства. Эрдоган заявил, что Обама просил его представить подробную информацию о джамаате Фетуллы Гюлена. В то же время, одним из ключевых вопросов, в ходе обсуждений был вопрос об угрозе ИГИШ возникшей в непосредственной близости от границ Турции и совместной борьбы против этой организации. Потому, что Обама заявил, что против ИГИШ будет создана коалиция, в которой объединятся 12 стран. Очевидно, что США хотели бы участия в этой коалиции и Турции, которая является членом НАТО и находится в этом регионе. Ответ Турции на эту просьбу не известен. Эрдоган сам признал, что страны Запада хотели бы участия в этой коалиции, но правительство пока не приняло окончательного решения о вступлении в коалицию.
По мнению докторанта Анкарского Университета Орхана Гафарлы, основными предметами обсуждений в ходе дебатов были вопрос параллельного правительства, касающейся внутренней политики Турции, формы борьбы против сформировавшейся в Сирии и Ираке террористической организации İŞID, ближневосточная политика Турции, в частности отношения с курдской автономией на севере Ирака. Украинский вопрос также был предметом обсуждений двух президентов. «Как известно, в Вашингтоне не восторге от теплых отношений складывающихся между Анкарой и Москвой и ч частности, ожидает, что позиция Турции в отношении к России по вопросу Крыма будет более жесткой. Вашингтон приглашает Турцию присоединиться к санкциям против России», — сказал он.
О.Гафарлы считает, что приоритетом США является возвращение внешней политики Турции на орбиту Вашингтона. А главное приведение внешней политики Турции в соответствии с политикой США. «Эрдоган и Обама также обсудили отношения между Турцией и Израилем. Эрдоган в очередной раз выразил свою позицию в связи с турецко-израильскими отношениями. Он ясно дал понять, что позиция Турции зависит от палестино-израильских отношений. После военных операций в секторе Газа, речи быть не может о нормализации отношения между Анкарой и Тель-Авивом», — сказал политолог.
По мнению O.Гафарлы, главным вопросом, который обсуждался на встрече, был вопрос о присоединении Турции к коалиции создаваемой против ИГИШ. «Обсуждался вопрос о присоединении к создаваемой США из суннитских стран коалиции против ИГИШ и проведении военных операций. Для Вашингтона важна позиция Анкары в этом вопросе. Анкара несколько осторожна в вопросе о военной операции. Так как, до сих пор около 40 турецких дипломатов являются заложниками ИГИШ. В сущности, Турция уже не надеется на освобождение этих дипломатов. Очевидно, что причиной того, что ИГИШ не освобождает дипломатов с той целью, чтобы Турция не выступила против этой структуры. В ИГИШ понимают, что если Турция выступит против них, то эта террористическая организация рухнет.
Предполагается, что ЦРУ и НРО (Национальная Разведовательная Организация — Milli İstihbarat Teşkilatı) могут провести совместную операцию с целью освобождения дипломатов. Обмен Эрдогана и Обамы разведывательной информацией связан с этим», — полагает О.Гафарлы.
По мнению эксперта, в нынешних условиях, Турция не присоединится к коалиции против ИГМШ. Это может произойти только после освобождения заложников. «Присоединение Турции к формируемой НАТО коалиции лишь после освобождения 40 дипломатов. Турция не может бросить их на произвол судьбы. Возможны два варианта. Либо Турция не присоединится к коалиции, либо НРО и ЦРУ проведут совместную операцию и освободят дипломатов И только после этого будет возможно присоединение Турции к коалиции».









