Минувший месяц ознаменовался небывалым потеплением в российско-азербайджанских отношениях. Один за другим в Баку прилетали кремлевские чиновники: сначала министр Лавров, затем вице-премьер Рогозин, в конце месяца президент Алиев принимал у себя спикера Госдумы Сергея Нарышкина.
Кроме того, 23 июня в Габале проходил двухдневный пятый азербайджано-российский форум «Межрегиональное сотрудничество: новые возможности роста». А среди 400 участников форума — представители 24 из 85 регионов России, в том числе главы Дагестана, Ингушетии и Северной Осетии Рамазан Абдулатипов, Юнус-Бек Евкуров и Таймураз Мамсуров, а также начальник управления президента по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Владимир Чернов, заместители глав Минтранса, Минэнерго и Ростуризма Сергей Аристов, Анатолий Яновский и Григорий Саришвили, посол России в Азербайджане Владимир Дорохин.
Пожалуй, эти визиты вполне можно было бы отнести к разряду обычных рабочих, если бы не последние события в Украине (противостояние России с Западом и США), которые продемонстрировали существование имперских амбиций у сегодняшней России. А место Азербайджана в этих планах также вполне очевидно. Почему российские министры зачастили в Азербайджан? Стоит ли Азербайджану поторопиться в ЕС? На эти и другие вопросы ответил президент Центра Экономических и политических исследований FAR CENTЕR, политолог Хикмет Гаджизаде.
— Хикмет бей, здравствуйте. Думаю, стоит начать нашу беседу с вышесказанного. Какие цели преследовали эти визиты? Как в целом вы можете оценить азербайджано-российские отношения на данном этапе?
— Добрый день. Очевидно, что цель последних визитов российских официальных лиц – перетащить Азербайджан на свою сторону в углубляющемся противостоянии с Западом. В результате своей политике в Украине РФ, фактически, осталась один на один с могущественным западным сообществом, и теперь Москва будет биться за каждого союзника. России важна дипломатическая поддержка нашей страны в украинском конфликте. Кроме того, вероятно, Москва собирается удержать Азербайджан от участия в поддержке Украины в газовом вопросе и других экономических проектах. Обсуждались и условия присоединения Азербайджана к Таможенному Союзу или различные формы его сотрудничества с этим союзом.
— Недавно президент Алиев выступил в ПАСЕ, где также ответил на вопросы евродепутатов. Вы наверняка смотрели его выступление в Страсбурге 10 лет назад, во время которого он не был столь уверен в себе, не мог приводить серьезных контраргументов. Прокомментируйте, пожалуйста, причины «уверенности» Алиева.
— Причины такой уверенности заключаются в том, что правительство нашей страны решило, что Запад ничего не может поделать с Азербайджаном в отместку за нарушение демократии и прав человека в стране. За последние 15 лет количество и качество нарушений прав человека в Азербайджане значительно увеличилось, однако никаких реальных санкций со стороны Запада за этим не последовало. Периодически Запад выступает с осуждениями этих нарушений, однако, видя свою безнаказанность, Баку теперь отказывается терпеть даже и эти безобидные упреки. Я думаю, что такая самоуверенность вредна, не только для руководства страны, но и для страны в целом. Запад ничего не забывает и когда-нибудь за такое поведение придется расплачиваться.
— Не кажется ли Вам, что Европа сама не очень-то заинтересована в демократизации Азербайджана? То есть, энергетическое сотрудничество стоит на первоочередном месте, а демократизация страны, мол, может подождать. Не говорит ли это о тех самых «двойных стандартах» по отношению к гражданскому обществу (на которые, кстати сказать, власти часто жалуются)?
— Я бы сказал по-другому. Я считаю, что Запад, безусловно, заинтересован в демократизации Азербайджана и его евроинтеграции, так как Европа желает сотрудничества, а сотрудничество может быть успешным и долговременным только лишь с демократическим режимом. Однако возможностей для продвижения демократии в Азербайджане у Запада недостаточно. Следует помнить, что Запад не всесилен, что в нашем случае Запад столкнулся не только с проблемами демократии в Азербайджане, но и с серьезной геополитической проблемой – имперской политикой Москвы, у которой возможностей влиять на ход событий в нашем регионе пока что гораздо больше.
— Кстати, чем, на ваш взгляд, обусловлена вялость политических процессов? Все мы видим, как общество охватила апатия.
— Причины неудач демократии в Азербайджане — это большой и, частично, философский вопрос. Тут надо признать и историческую слабость демократических традиций в стране, и советское тоталитарное прошлое, и наши богатые природные ресурсы, позволяющие правительству подавлять протесты и покупать молчание населения. Но вечно это продолжаться не будет. Демократическая волна все более охватывает планету, и мы не может оставаться островком коррумпированной диктатуры в океане Свободы.
— Как известно, Украина, Молдова и Грузия подписали с ЕС соглашение об ассоциации. Стоит ли Азербайджану поторопиться в ЕС?
— В самый день этого подписания мне пришлось наблюдать в социальных сетях массовое разочарование наших граждан, тем, что «они» уже «там», а «мы» остались «тут». Наша общественность желает Евроинтеграции, она желает либеральных реформ, и я также уверен, что наше общество, вполне готово к этим реформам. Да, пока что «мы» остались «тут», но борьба за реформы должна продолжаться. Нам вовсе необязательно стремиться в Евросоюз и НАТО, но мы можем, не раздражая наших северных и южных соседей проводить прогрессивные реформы в стране. Я был бы рад, если бы вскоре у нас сформировалась бы широкая коалиция в поддержку Евроинтеграции, куда бы вошли все общественные и политические силы и личности вне зависимости от их политических целей. Пусть все, кто хочет прогресса для страны, успешного будущего для своих детей, объединятся в этой коалиции. Будем работать! Другого пути нет.
— Как, по-вашему, будут развиваться отношения Азербайджана и Евразийского экономического союза? Я даже дополню вопрос: является ли теперь главным планом президента Путина всяческое препятствие сближения Азербайджана с Европой, что собственно говоря, ему удается пока что делать?
— Нынешнее руководство страны не желает принимать участия в каких-либо интеграционных проектах ни с Западом, ни с Востоком. Однако официальный Баку неоднократно заявлял, что готов интегрироваться с теми, кто поможет нам вернуть Карабах. Сегодня в общественной сфере усиленно распространяются слухи о том, что Москва нам поможет с Карабахом, но подробности такой сделки – Карабах в обмен на вступление в Евразийский Союз – нам неизвестны. А затащить силой Азербайджан в этот союз России не удается. Все дело лишь в том, что сил не хватает.
— Кстати, в Армении считают, что именно Азербайджан препятствует ее вступлению Евразийский союз. Причем в Армении существуют определенные слои, которые активно выступают против евразийской интеграции своей страны. Получается, что Азербайджан помогает Армении избежать быстрой евразийской интеграции, куда ее вовлекают, не спрашивая даже ее мнения?
— Да, я согласен с вами. Известно также, что Азербайджан потребовал, чтобы Армения вступала в Евразийский союз без Карабаха. Наше требование поддержали Казахстан и Россия. Скорее всего, Армении придется выполнить эти условия.
— В конце прошлой недели министробороны Закир Гасанов отдал приказ отвечать на обстрелы с армянской стороны в десятикратном размере и уничтожать позиции врага, с которых был произведен обстрел. Говорит ли это о том, что Азербайджан готовится прибегнуть к силовому решению карабахского конфликта, или же подобные шаги рассчитаны больше на внутреннюю аудиторию?
— Надо всегда помнить, что мы воюем не с Арменией, а с армяно-российским альянсом, который, к сожалению, победить мы не сможем. Однако, возможно, наш новый министр обороны, решил подпортить нервы армянской стороне. Это вполне осуществимо. Даже мелкие потери на линии фронта приводят армян в уныние, население покидает Армению, инвестиции в такую страну идти отказываются, и, глядя в будущее, у армян не может не появиться ощущение о неизбежном поражении.
Эмиль Мустафаев










