Как уже сообщалось, на днях с сенсационным заявлением выступил один из идеологов путинского режима, Александр Дугин, по словам которого, гарантом территориальной целостности Армении и Азербайджана также является Россия, и гарантом Карабаха тоже является Россия. А то, что Баку выступил против России, «показывает, что азербайджанцы бросают вызов России, как Саакашвили и Киевская хунта, и мы уже знаем, чем заканчивается подобная политика».
«Если Россия начнет говорить с Азербайджаном, который демонстрирует недоброжелательное отношение к России, и это показало голосование в ГА ООН, то кроме Нагорного Карабаха существует и ряд других факторов, которые могут быть задействованы со стороны России», — сказал он.
Кроме того, часто мы стали слышать о параллелях между Крымом и Карабахом. Подобные мысли озвучивал Борис Немцов. Более того, обстановку накаляет и Владимир Жириновский. Председатель ЛДПР накануне выступил с очередным заявлением о включении Нагорного Карабаха и других сепаратистских регионов в СНГ в состав России. Об этом Жириновский заявил в эфире телеканала РБК, комментируя выступления президента России Владимира Путина.
Многим кажется, что обращать внимание на его заявления не стоит, но… Многие эксперты склонны считать, что в России нет самостоятельных политиков, кроме Путина, и все остальные публичные фигуры говорят только то, что им разрешает говорить Путин. В этом смысле Жириновский является говорящей головой Путина. То есть, он просто озвучивает те вещи, которые Путину озвучивать неудобно. Одним словом, та политика, которую в будущем намерен проводить Кремль, озвучивается в виде эпатажных заявлений Жириновского.
В свою очередь, руководство Азербайджана никак не реагирует на подобные заявления, оно пытается их игнорировать.
Из всего этого следует вывод, который непосредственно касается нас: идет активная информационно-идеологическая подготовка для последующих агрессивных действий на постсоветском пространстве. Так, по крайней мере, воспринимают в Азербайджане. Правда, можно возразить, что нелогично так публично предупреждать потенциальных жертв об агрессии. Но скрывать, в принципе, нечего. Ибо информационный, идеологический и морально-психологический фон может облегчить реализацию данной задачи.
«В нынешних обстоятельствах эмоции зашкаливают. Но требуется, тем не менее, сохранять, спокойствие и анализировать ситуацию корректно. Во-первых, господа Дугин или Немцов не являются официальными представителями. Что касается высказываний г-на Жириновского, то экспрессия и провокации — это его амплуа. Так недавно он договаривался до призывов к строительству колючей проволоки между Северным Кавказом и остальной Россией, за что получил суровый выговор от Владимира Путина»,- комментирует российский политолог, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета Сергей Маркедонов.
По его словам, политические решения в России принимают не эти персонажи, а судить по их высказываниям о российской политике в отношении к Азербайджану — это то же самое, что оценивать подходы Баку к Москве на основе выступлений Акифа Наги.
С. Маркедонов отметил, что на сегодняшний день нет никаких оснований полагать, что Москва намерена присоединить Карабах: даже с географической точки зрения это крайне спорный вопрос.
«Придется присоединять либо всю Грузию и Армению, либо весь Азербайджан. Увы, в постсоветских странах сильны представления о России, как некоей иррациональной силе, которая всех присоединяет. Но это крайнее упрощенчество. Действительно, осуществив присоединение Крыма к России, Москва создала прецедент вхождения одной части бывшей союзной республики в состав другой. Но при этом нельзя не увидеть, что Кремль никогда не подходил к этнополитическим и территориальным конфликтам с одной меркой. И если Абхазия и Южная Осетия для России – это независимые государства, а ПМР — сторона конфликта, то в Нагорном Карабахе она придерживается принципа территориальной целостности Азербайджана, а непризнанную Нагорно-Карабахскую республику не рассматривает даже, как участницу противостояния между Баку и Ереваном»,- подчеркнул политолог.
С. Маркедонов обратил внимание на то, что все свои «ревизионистские шаги» Москва делала лишь тогда, когда ее визави нарушали или полностью разрушали имеющийся статус-кво. Так было в 2004-2008 годах в Закавказье, так произошло в феврале — марте 2014 года в Украине.
«И если Баку не устроит военный реванш в Карабахе, то я не вижу никаких оснований для того, чтобы Кремль менял статус-кво. И еще раз повторю: политику России осуществляет ее президент, а не экстравагантные депутаты, комментаторы и отставники»,- резюмировал он.
В свою очередь, политолог, эксперт Армянского центра политических и международных исследований Рубен Меграбян придерживается иной точки зрения.
Так, собеседник Minval.az говорит, что в абсолютистских режимах шуты являются своего рода говорящим подсознанием королей. Он напомнил, что Жириновский и Дугин являются деятелями, которые на протяжении многих лет известны своими, на первый взгляд, экстравагантными заявлениями.
«Они зачастую выражают то, что высшие руководители России предпочли бы в публичной сфере обойти,- добавил Р.Меграбян. — За прошедшие годы российское руководство своими действиями показало, что в своих мыслях, амбициях, взглядах на мир мало чем отличается от Жириновского и Дугина. Более того, эти деятели являются не маргиналами внутриполитической арены в сегодняшней России, а даже мэйнстримом. Это своего рода бойцы идеологического фронта путинского режима, который, как мы видим, за последнее время претерпел определенную фашизацию и сейчас уже просто воюет против устоев и норм миропорядка, сложившегося после 1945-го года».
По мнению политолога, сказанное этими деятелями стоит воспринимать в качестве зондажа общественного мнения, как в самой России, так и в постсоветских странах, результаты которого учитываются в разработке последующей тактики Кремля. А стратегия, по определению, сомнения не вызывает — это восстановление российской империи в границах бывшего СССР, считает он.
На вопрос о том, кому и для чего необходимо восстановление российской империи, эксперт сказал, что это нужно не России, а режиму Путина – для самосохранения.
«Он хочет править пожизненно, отлично понимая, что если реально уйти от власти, то никто не может ему гарантировать неприкосновенности. Становится ясно, что этот человек, по оценкам многих экспертов являющийся самым богатым в мире и уже совершивший ряд деяний, которые подпадают под статьи о преступлениях против человечности, не может надеяться на что-то другое. И его срежиссированно-экстравагантные идеологические соратники обеспечивают своими заявлениями предопределенную политику Кремля, тем более – в постсоветских странах»,- подчеркнул Р.Меграбян.
Кроме того, политолог утверждает, что неурегулированный Нагорно-Карабахский конфликт на сегодняшний день, действительно, предоставляет путинской России широкое поле для маневра и манипуляций. Направленность этих манипуляций, по его мнению, также ясна: используя нерешительность и иллюзии Запада, институциональную слабость государств-участников конфликта, поощряя постсоветские комплексы инерционного характера в их обществах – закрепиться в этих государствах, максимально ограничить их суверенитет, оформить «зону привилегированных интересов», куда со своими «чуждыми» для Кремля идеями Свободы, Запад не только не должен входить без спросу, но и каждый раз утвердительно отвечать на извечный русский вопрос «А ты меня уважаешь?».
«Но эти глубоко закомплексованные люди не то, что книжек сами не читали, им не читали даже русских сказок в детстве. Известная «Сказка о рыбаке и рыбке» красноречиво показывает неизбежный финал таких, мягко говоря, необоснованных амбиций и самодурства. Нам же остается держаться по возможности подальше от бед, которые этот режим еще успеет натворить до этого своего предопределенного финала»,- резюмировал он.
Эмиль Мустафаев