«Никакой параллели между Крымом и Карабахом не может быть. Об этом никто в России не думает, за исключением армян, которые спонсируют ряд политических партий в Армении. Проведение таких параллелей — искусственное явление, не имеющее никакой связи».
Об этом в интервью Minval.az заявил один из ведущих азербайджанских политологов Расим Агаев.
По его словам, 170 лет назад Крым был завоеван Россией у Османской империи, и в течение этих лет никто этого не оспаривал, не удалось оспорить этот факт даже в ходе Крымской войны 1854 года.
Политолог считает не совсем правильным говорить об аннексии этой территории со стороны России – это слово не совсем точно отражает характер произошедшего.
«Это наверняка следствие серьезного кризиса в отношениях Украины и России, где определенные силы, спровоцировавшие этот кризис, пытались столкнуть две братские страны. Этот вопрос еще не закрыт, думаю, он будет иметь свое продолжение, и об окончательном результате можно будет говорить спустя некоторое время»,- отметил он.
Что касается Карабаха, то, по мнению нашего собеседника, это территория, которая одна из первых исторически установила отношения с Россией, но дальше этого дело не пошло. Территория всегда являлась частью Азербайджана, там всегда правили азербайджанские ханы, а армяне – пришлые, добавил он.
«Основная масса армян было переброшена из Ирана, Турции и России. А все остальное время, на протяжение 70 лет, Нагорный Карабах являлся частью Азербайджана и в таком качестве был признан международным сообществом. В результате этого международное сообщество сегодня не может признать это самозваное политическое образование. Скорее всего, в этом плане Армяне могут найти себе союзника лишь в лице Жириновского и то, если ему хорошо заплатят в очередной раз»,- подчеркнул Р. Агаев.
Отвечая на вопрос о том, что сделали ли азербайджанские власти выводы после случившегося в Украине, политолог сказал, что да.
«Он был сделан давно, а точнее с 2000 года, когда в Москве поменялась власть, и вместо абсолютно не дееспособного Ельцина- человека, лишенного государственного мышления, появился Путин – лидер новой формации, который как государственник растет просто на глазах. Вывод очень прост. Он сводится к тому, что Азербайджан должен поддерживать дружеские отношения со своим могучим северным соседом, стараясь избегать каких-либо проектов, связанных с ущемлением суверенитета и независимости. У обеих стран хорошие экономические отношения, порядка полутора миллиона азербайджанцев проживает постоянно в России, а примерно 2, 5 млн. так или иначе связаны с Россией. В социально –экономическом и финансовом плане Россия слишком много значит для Азербайджана, поэтому наша страна всячески избегает возможных кризисов, обострений, которые были характерны для Грузии в период правления Саакашвили»,- говорит Р.Агаев.
Он отметил, что мы живем в реальном мире, и каждый президент несет ответственность за безопасность и будущее своей страны. Исходя из собственных интересов, Россия, видя, что Грузия с подсказкой из вне идет на провокацию, вынуждена была дать адекватный ответ.
«Войну развязала сама Грузия, Саакашвили проиграл ее, в чем никто и не сомневался. Так что Грузия имеет то, что имеет. Это никак не отразилось на взаимоотношениях русских и грузин, хотя надо признать, что едва ли ни от каждого грузина можно услышать проклятия в адрес России, чего я не наблюдал в Москве, где недавно был. Там все-таки помнят об исторических взаимоотношениях. Кроме того, на данный момент авторитет Сталина, грузина по национальности, велик в России. В конечном счете, уверен, Россия и Грузия найдут какой-то выход из этой ситуации», — предположил собеседник Minval.az.
Далее Р.Агаев коснулся позиции стран Запада и США. Так, по его словам, на Западе, при всем отрицательном отношении к Российской политике в отношении Крыма, тем не менее, существует и альтернативное мнение, которое четко сформулировал бывший дипломат, посол США в Москве Джек Мэтлок:
«Мэтлок сказал, что исторически Крым является территорией России. Частью Украины он стал по недоразумению, и Америке, как и всему Западу, не стоит из-за этого портить отношения с Россией и ввергать мировое сообщество в такой глобальный кризис, надо найти иные дипломатические ходы, оставить Россию с ее проблемами, а русские и украинцы, в конечном счете, могут договориться. Но делать из Украины козла –провокатора –это, конечно же, не достойно».
Политолог добавил, что сегодня многие эксперты в данном вопросе выступают с позиции критики действий американской администрации и им не совсем нравится метод приема санкций для использования выяснения отношений. Все хорошо понимают, что никогда санкции, экономическая блокада, даже у стран меньше России, не давали желаемых результатов, отметил он.
А в отношении России, как показала история взаимоотношений США и СССР, это не тот ключ, который может помочь. Америка бойкотировала СССР в начале века, а потом вынуждена была стать союзником, затем объявила холодную войну, но спустя время отношения стали налаживаться.
При этом, по мнению Р.Агаева, с точки зрения отстаивания собственных интересов, Россия имеет преимущества. Она, принимая украинский вызов, печется о своих государственных интересах. Потому что затрагиваются непосредственные интересы ее безопасности, констатировал он.
«Украина и Грузия вот-вот станут натовскими странами, а это говорит о том, что опрокидывается вся система договоров, заключенных между СССР и США еще со времен Рейгана. К примеру, время полета ракеты, пущенной из западной части Европы 6,5 минут, а как только Украина и Грузия войдут в натовскую зону, то это время сократится примерно до полутора минут. В таком случае, принципиально меняется военно-политическая ситуация. Договоренности о том, что Североатлантический альянс не станет приближаться к границам России, были достигнуты еще при Брежневе, о них говорили на Мальте в 1989 году. Теперь же эти договоренности находятся на грани своего расторжения, поэтому Россия, оберегая свои интересы, имеет право на какие-то радикальные действия. Но чьи интересы блюдет военная армада США в Черном море- остается вопросом. Поведение США заставляет Россию принимать соответствующие меры, чтобы нейтрализовать те опасности, которые возникают перед ней»,- заключил политолог.
Эмиль Мустафаев









