Об этом заявил minval.az известный российский эксперт Андрей Казанцев, комментируя возможное вмешательство Турции в Крымский вопрос, с учетом, нарушения Москвой условий Кючюк-Кайнарджийского мирного договора, подписанного между Османской империей и царской Россией в 1774 году.
По мнению российского политолога, одни из них могли быть интерпретированы как косвенное признание российской политики, другие — как резкая и даже воинственная борьба с ней.
«Надо четко отметить: ссылки на Кючюк-Кайнарджийский договор в этом контексте не могут служить правовой базой для турецкого вмешательства. Действительно, статья 3 Кючук-Кайнарджийского мирного договора гласила: «Все татарские народы: крымские, буджатские, кубанские, едисанцы, жамбуйлуки и едичкулы, без изъятия от обеих империй имеют быть признаны вольными и совершенно независимыми от всякой посторонней власти, но пребывающими под самодержавной властью собственного их хана … и для того ни российский двор, ни Оттоманская Порта не имеют вступаться как в избрание и возведение помянутого хана, так и в домашние, политические, гражданские и внутренние их дела ни под каким видом…»,- отметил эксперт.
Тем не менее, по убеждению российского аналитика, этот договор трактовался правительством Российской империи как независимость Крыма (и также Кубани) от Турции, на основании чего Крым и был вскоре присоединен к России.
«Российская трактовка ситуации была подтверждена целым рядом последующих мирных договоров между Россией и Турцией, поскольку турки пробовали оспаривать российскую трактовку мира силой оружия. Почему сейчас выбран именно Кючук-Кайнарджийский мир в его турецкой трактовке, а не серия последующих мирных договоров, признавших Крым частью Российской империи? Кроме того, передача Крыма в состав Украины в советское время, а также включение всей Новороссии в Украину также нарушали принципы комплекса российско-турецких мирных договоров, включая Кючук-Кайнарджийский мир.
Ведь территории этими мирными договорами передавались именно России. Однако Турция против этого в свое время не протестовала», — продолжил эксперт.
По оценкам Андрея Казанцева, на самом деле турецкая позиция определяется не сомнительной трактовкой поднятого из архивов Кючук-Кайнарджийского мирного договора, а определенной внешнеполитической и внутриполитической игрой.
«Во внутриполитическом плане – это попытка руководства страны получить поддержку живущих в Турции выходцев из Крыма и Северного Кавказа. Во внешнеполитическом плане – попытка использовать кризис на Украине с целью усиления турецкого влияния в Черноморском регионе. На военное вмешательство Турция без общей санкции со стороны НАТО никогда не пойдет, а вот вмешательство политическое вполне возможно», — заключил российский аналитик.
Тамара Тагизаде










