Как уже сообщал сайт Minval.az, в начале месяца немецкое издание «Бильд» сообщило о размещении около десяти российских ракетных комплексов “Искандер-М” на территории Калининграда.
По информации издания, на спутниковых снимках было зафиксировано «двухзначное число» ракетных комплексов, размещенных в Калининграде, а также вдоль границы с Эстонией, Латвией и Литвой. Отметим, что «Искандер» могут оснащаться ракетами, как с обычными, так и с ядерными боеголовками и способны поражать цели на дальности до пятисот километров и, таким образом, охватывают всю территорию Польши и, предположительно, могут достигать Берлина, расположенного в 527 километрах.
Данная информация не могла не вызвать негативную реакцию со стороны стран военного альянса НАТО. Литва, Латвия, Эстония и Польша – государства, граничащие с Калининградом, выразили недовольство действиями российской стороны.
В интервью французскому изданию «Le Monde» генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил, что развертывание российских ракетных комплексов «Искандер» в Калининградской области не соответствует стратегическим соглашениям между НАТО и Россией от 2010 года. Он добавил, что любое развертывание «наступательных вооружений» в неопределенных целях вызывает озабоченность.
В свою очередь, Сергей Шойгу прокомментировал заявления западных коллег, напомнив им, что, на территории России, могут быть размещены подобные вооружения, независимо от региона дислокации или мнения других стран.
«Появляется другой сегмент американских стратегических вооружений, выдвинутых на европейскую периферию. Это ПРО. Это угроза нашему ядерному потенциалу и мы должны будем реагировать. Еще мой предшественник говорил, что одна из мер реагирования — размещение «Искандеров» в Калининградской области. Но пока решения не принято. Пусть успокоятся. «Искандеры» — это не единственный способ реакции на угрозы — только один из элементов возможного ответа, и не самый эффективный, хотя в своем сегменте они самые эффективные», — сказал президент Путин журналистам в ходе своей большой пресс-конференции.
Эксперт World Economic Forum и Munich Security Conference, руководитель международной организации Eurasian Strategic Information Network, стратегический аналитик Валерий Максимов в беседе с Minval.az отметил, что в мирное время решение о размещении или передислокации войсковых соединений принимается заблаговременно, а не за месяц до начала территориального развёртывания тех или иных систем вооружения. Это, он считает, является общепринятой практикой в вооружённых силах различных государств.
«Поэтому никакой связи с украинскими событиями я здесь не вижу. Более того, те, кто занимается политическими спекуляциями вокруг этого стандартного армейского процесса, или забывают, или не заинтересованы думать о том, что НАТО усиливает свою группировку в Румынии, с каждым годом увеличивает потенциал проводимых военных учений в Польше и акватории Балтийского моря, не отказывается от планов дислокации на Балтике своих боевых кораблей, оснащённых системой Aegis»,- напомнил он.
По словам В.Максимова, нельзя забывать и о военном сотрудничестве между Россией и Белоруссией. Калининградская область располагается как раз в зоне их общих военно-стратегических интересов, заметил аналитик.
«Кстати, именно некоторые западные военные аналитики считают, что в среднесрочной перспективе север Восточной Европы может оказаться локальным театром военных действий, инициированных именно военными структурами НАТО, — так разве может российское военно-политическое руководство игнорировать такие прогнозы?»,- вопросил наш собеседник.
По мнению аналитика, господин Расмуссен в своем интервью по данному вопросу, вероятно, решил проигнорировать тот факт, что об общеевропейской региональной противоракетной системе до сих пор с 2010 года ничего определённого не слышно.
«Более того, тогда же на лиссабонском саммите Россия-НАТО Дмитрий Медведев заявлял: «Наше участие может быть только партнерским, никакого другого участия, что называется для мебели, для вида, быть не может. Либо мы полноценно участвуем, обмениваемся информацией, отвечаем за решение тех или иных проблем, или же мы не участвуем вообще. Но если мы не участвуем вообще, то, по понятным причинам, вынуждены будем защищаться», — так неужели президент Путин сейчас станет проводить соглашательскую политику? К тому же, ударные боевые самолёты НАТО, например, уже несколько лет базируются в балтийских государствах, — кого-то в Брюсселе интересовало, что думают об этом в российских военных кругах?»,- подытожил собеседник Minval.az.
А вице-президент Центра моделирования стратегического развития, российский политолог Григорий Трофимчук напомнил, что в ходе своей пресс-конференции президент России уточнил, что на данный момент решение о размещении «Искандеров» на территории Калининградской области ещё не принято.
«И это действительно так, ведь если бы они там были размещены, то уровень реагирования Европы и США на этот факт был бы совсем иным. Западные СМИ говорили бы об этом день и ночь, забыв об Украине и Ходорковском»,- отметил он.
С другой стороны, по мнению нашего собеседника, не очень хорошо, что Россия уже целых два раза (первый раз – во время президентства Д. Медведева- ред.) устно дала понять, что разместит «Искандеры», но так и не разместила их фактически. Ведь явный признак силы и уверенности в себе – это размещение без предупреждения, если страна считает нужным это сделать, заметил политолог.
«По принципу: сказано – сделано. А лучше наоборот: сделано, – и потом сказано. Это и было бы реальным шагом по укреплению обороны, так как все угрозы в адрес России давно налицо»,- уверен он.
Более того, Г. Трофимчук не сомневается, что Вашингтон и НАТО адекватно оценивают эти колебания. В третий раз говорить об этом Москве будет уже нельзя, никто не поверит в серьёзность намерений, добавил он.
«И наконец, надо учесть, что «Искандеры» на западном крае России по сути ничего не решают. Так как и помимо них имеются виды вооружений, способные держать Европу в режиме «шаха». Непонятно, почему именно этим ракетным комплексам придаётся такое информационное значение. Думаю, что просто в силу удачно найденного «исламского» названия», — заключил политолог.
Эмиль Мустафаев











