В Самарканде состоялся саммит «Европейский союз — Центральная Азия». В рамках мероприятия был достигнут ряд договорённостей, направленных на укрепление политических, экономических и транспортных связей между ЕС и странами Центральной Азии.
В связи с возрастающим интересом Европы в отношении центральноазиатских государств растёт роль Азербайджана как связующего звена. Несмотря на значение Азербайджана в этой связи, европейские лидеры не спешат обращаться к Баку для прямого обсуждения по вопросам транзита с использованием транспортных коридоров.
Кроме того, стоит отметить, что для осуществления проектов, нужных ЕС, со стороны лидеров союза звучат такие понятия, как «мир и стабильность на Южном Кавказе», которые используются в контексте предварительного условия. Почему же европейцы не учитывают, что мир сегодня полностью зависит от Армении, которая не готова выполнить вполне логичные требования азербайджанской стороны?
На эту тему Minval.az поговорил с политологом, депутатом Милли Меджлиса Расимом Мусабековым.
«Брюссель и вообще европейские столицы не скрывают своего возросшего интереса к ресурсам Центральной Азии. Представители отдельных стран Европы — Германия, Франция, Великобритания — проводили встречи с центральноазиатскими лидерами. А сейчас Евросоюз институционально собирается завязывать отношения с Центральной Азией. Очевидно, что раньше логистическая цепочка осуществлялась через Россию, что было удобно для государств Центральной Азии, поскольку они входят в единое таможенное пространство, имеется сохранившаяся со времён СССР железнодорожная сеть», — отметил эксперт.
Работать через одну страну всегда легче, чем через несколько стран, как если это будет через Южный Кавказ и дальше через Турцию с выходом на Европу, сказал политолог.
«Сегодня ситуация складывается такая, что через Россию выходить на Европу невозможно — там тупик. Через Иран тоже сложно, потому что инфраструктура неразвитая, имеются сложности с санкциями. Значит, логистическая цепочка проходит только через Южный Кавказ. Европейцы хотят в эту цепочку впихнуть каким-то образом Армению. Азербайджан не возражает, но иной возможности, кроме как восстановить Зангезурский коридор, у Армении нет и не будет», — указал Мусабеков.
При этом он добавил: «И что бы ни говорили в Берлине, Брюсселе и Париже, единственная возможность подключить к транспортным транзитным коммуникациям Армению — это побудить Ереван восстановить железную и автомобильную дорогу через Зангезурский коридор».
Во всех остальных случаях, напомнил депутат, это уже сформировавшийся азербайджано-грузинский тандем — «мы и раньше работали в этом направлении».
«И сейчас без всякой Европы Азербайджан оказывает поддержку Грузии для модернизации и расширения пропускной способности грузинских железных и автомобильных дорог с тем, чтобы перевозки из Центральной Азии через Азербайджан и Грузию проходили в ускоренном режиме. Ну, если Европа проявит интерес и в том, чтобы грузинские порты модернизировать — то это хорошо, потому что мы со своей стороны всё, что необходимо делать в порту Алят, пока делаем и без европейской помощи. Но при всех случаях, думаю, что в Брюсселе отдают себе отчёт в том, что как минимум с Азербайджаном надо выстраивать такие отношения, чтобы это было не препятствием, а поддержкой тому, чтобы все эти логистические цепочки работали», — говорит наш собеседник.
По его словам, никто из европейских лидеров игнорировать мнение Баку не в состоянии — «хотя бы потому, что Баку ни у кого ничего не просит».
«Мы не обращаемся ни за финансовой, ни политической поддержкой, а готовы быть партнёрами. С партнёрами надо говорить уважительно и с учётом взаимных интересов. Они привыкли, что можно выстраивать отношения, глядя свысока, но с Азербайджаном такое не проходит», — подчеркнул он.
Политолог отметил, что у Баку нормальные отношения с Лондоном: «В целом Европа — это не только Париж, Берлин и Брюссель. Это и Лондон, с которым у Азербайджана очень хорошо развиты экономические отношения. Великобритания является инвестором номер один в Азербайджане. Европа — это также Италия, которая является самым большим покупателем азербайджанской нефти, газа и первым торгово-экономическим партнёром. Европа — это и балканские страны, это Венгрия, с которой у Азербайджана очень хорошие отношения, и которые проявляют заинтересованность в том, чтобы развивать и укреплять связи с Азербайджаном».
Что касается Франции, то, по его словам, «её попытки корчить из себя державу провалились, поскольку мы указали им на место и что соваться в Азербайджан с этим не стоит».
«Думаю, что из этого извлекут урок и французские власти, и другие. А Брюссель, если хочет пользоваться возможностями Азербайджана, то надо вести нормальный диалог и прислушиваться к мнению Баку. Другой возможности работать в регионе у Европы не будет», — сказал политолог.
Он отметил, что стараниями Франции и армянских лоббистов в Брюсселе какой-то перекос в отношении Европы к региону Южного Кавказа существует.
«Они привыкли рассматривать, что всё, что хорошо для армян, должно быть хорошо и для региона, и для Европы. То, что Армения на протяжении 30 лет своей независимости выступала в роли проводника державных интересов России в регионе, что она была здесь форпостом РФ — они этого не хотели замечать, и сейчас они в упор этого не видят, хотя российская база там до сих пор сохраняется. Также не видят того, что больше всех из стран Южного Кавказа именно Армения завязана на России. Они видеть этого не хотят, но мы видим реалии такими, какие они есть, и то, как Европа относится к нашему региону. Будут менять своё отношение — будет партнёрство, а не будут — значит, Азербайджан станет взаимодействовать с теми европейскими государствами, у которых есть больше интересов и понимания значения Азербайджана в регионе», — заключил Мусабеков.