Происходящее в эти дни на Лачинской дороге является закономерным следствием двухлетней деятельности, а точнее бездействия прибывшего два года назад и временно размещенного в небольшой части Карабахского экономического района контингента российских миротворцев. Суть и природа первой искры нынешней акции во многом схожи с тем, с чего началось народное движение в ноябре 1988 года, приведшее впоследствии к появлению в календаре знаменательной даты азербайджанского народа — Дня национального возрождения.
Тридцать четыре года назад вырубка культового леса Топхана с целью строительства здесь санатория Канакерского алюминиевого завода, а по некоторым данным, даже самой производственной мощи этого ереванского предприятия, в одночасье гальванизировала азербайджанское общество, пробудила его застывшую на время власти Советов пассионарность, и совершенно стихийно вывелa на улицы столицы многотысячные народные массы. Как тогда, так и сейчас ставшая достоянием общественности новость о грабеже всё теми же армянами национальных ресурсов Азербайджана, да еще и при покровительстве и прямом участии РМК, стала последней каплей, переполнившей чашу терпения азербайджанского народа. На этот раз выразить негодование волонтеры и активисты гражданского общества вышли на Лачинскую дорогу, по которой с молчаливого согласия и даже при покровительстве «миротворцев» вывозили за пределы республики дорогостоящую руду. Ну, произошло это на сей раз, чего уж скромничать, возможно, не так стихийно, как 34 года назад, но, тем не менее, с той же степенью обоснованности и легитимности народного возмущения.
Представить только, те, кто еще два года назад, поджав хвост и расталкивая в пробках женщин и детей, бежали из Карабаха с унитазами под мышкой, вернулись сюда в сопровождении своих «покровителей» и «крышевателей», и теперь, вместо того, чтобы сидеть тише воды и ниже травы, возомнили себя «хозяевами» здешних месторождений и, наплевав на подписанные Азербайджаном контракты, начали добывать из его недр общенациональные богатства, набивая свои карманы деньгами, а организм азербайджанцев — ядовитыми химическими соединениями. Наглость, которую азербайджанский народ, как показали 44 славных дня Отечественной войны, не намерен терпеть! И, уж тем более, сидеть, молча наблюдая за происходящим безобразием.
Никто не сможет обвинить азербайджанскую сторону в вероломстве или коварстве. О творимых армянами экологических и иных преступлениях мы писали везде, где могли. Глас возмущения азербайджанского народа был слышен с трибун международных организаций, с экранов и страниц зарубежных медийных ресурсов. Правда, не так-то легко приходилось проживающим за границей азербайджанцам, не всегда удавалось достучаться до сердец и совести тех, чьей прямой обязанностью была сфера окружающей среды. Ведь случись где-нибудь в Европе или США безобразие, подобное тому, какое имело и продолжает иметь место в Охчучае, куда сбрасывают отходы комбината в Гаджаране с участием немецких инвесторов, на уши были бы подняты все политики и телеканалы! Вспомнить только движение, возглавляемое Греттой Тунберг — какими безграничными симпатиями со стороны политиков оно было окружено!
Ну, так, это ведь Европа, это не Азербайджан. В Европе нельзя травить людей, в Азербайджане — «можно». Казалось бы, это не политика, это экология, которая не имеет границ и принадлежит всем живущим на Земле людям. Ну, опубликуй ты эту статью в немецкой прессе, расскажи немцам о загрязнении реки Охчучай компанией, среди акционеров которой имеется немецкий капитал. Нет ведь, не публиковали! Не только не предавали гласности экологические преступления своих соотечественников, но даже всячески противодействовали, участвовали в сокрытии грехов своих соотечественников.
Поэтому, еще раз: в вероломстве или коварстве обвинить азербайджанцев нельзя. Не сразу вышли на Лачинскую дорогу волонтеры и экоактивисты. Этому предшествовали отчаянные попытки достучаться до тех, кто обязан был обратить внимание на эти преступления, направить миссии. Сейчас, как видим, вновь «распетушились» французские депутаты, американские конгрессмены, вспомнили о «правах человека» (человека, разумеется, с армянской фамилией), вопросах безопасности, гуманитарных вопросах. А азербайджанцы — не люди? Разве у них нет права пить чистую воду вместо яда, который сбрасывают в почву хищники, грабящие народные ресурсы? Разве это не вопрос национальной безопасности, разве не гуманитарный вопрос? Или эти вопросы тоже имеют «этнический ценз» — чьи-то права важнее прав других?
Этому беспределу пришел конец! Азербайджанский народ является хозяином недр своего государства. В этой стране нет места грабежу и загрязнениям. Как тогда, 34 года назад проснувшейся пассионарности азербайджанского народа удалось остановить уничтожение реликтовой Топханы, так и сейчас обратной дороги нет. Стойкость духа азербайджанских активистов, держащих фронт на Лачинской дороге, не оставляет сомнений в том, что законность и в этот раз будет восстановлена.
Зухраб Дадашов