Азербайджанская и армянская общины Нагорного Карабаха могут жить вместе в мире и безопасности в рамках территориальной целостности Азербайджана. Об этом заявил глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов в интервью французскому журналу Le Point. Напомнив, что Нагорный Карабах — это историческая часть Азербайджана, где армяне поселились в начале XIX века, после подписания Гюлистанского и Туркменчайского договоров, Джейхун Байрамов напомнил, что «проживающие там и в семи прилегающих азербайджанских районах азербайджанцы стали жертвами этнической чистки, осуществленной Арменией после оккупации в начале 90-х годов прошлого столетия. В течение десятилетий права этих людей грубо нарушались. Суверенитет Армении может быть осуществлен на территории Республики Армения, а не на территории Азербайджана. Вопрос о статусе Нагорного Карабаха не отмечен в трехстороннем заявлении от 9 ноября. Азербайджан неоднократно заявлял, что обе общины Нагорного Карабаха могут жить вместе в условиях мира и безопасности в рамках территориальной целостности Азербайджана».
Это не просто заявление. Это недвусмысленный месседж, направленный прежде всего армянам Карабаха. Официальный Баку на самом высоком уровне подтверждал это неоднократно: Азербайджан —многонациональное государство, c глубокими и прочными традициями толерантности, к армянам Нагорного Карабаха Азербайджан относится как к своим гражданам. А значит, если они будут жить в составе Азербайджана как его законопослушные граждане, то им будут обеспечены и безопасность, и соблюдение гражданских прав, и школы, и театры, и церковь, и издательская деятельность, а передачи на армянском языке уже присутствуют в азербайджанском эфире.
А озвучен этот месседж на весьма показательном фоне. Нагорный Карабах постепенно выходит из «конфликтного измерения», и Азербайджан восстанавливает там свой суверенитет. В эти же дни поступило очередное тому доказательство: Азербайджан вносит в реестр ICAO шесть новых аэропортов — в Нафталане, Евлахе, Забрате. Агдаме, Физули и Ханкенди. Причем, как подчеркивают в AZAL, «ответственность за аэронавигационное обслуживание в пределах признанных на международном уровне границ Азербайджана возложена на Управление воздушным движением AZANS в соответствии с принципами Чикагской конвенции (документ ICAO №7300). Границы данной ответственности утверждены Советом ICAO и соответствуют суверенным территориям Азербайджана».
Здесь, наверное, можно было бы поставить точку. И выразить надежду, что, как бы это ни было трудно после войны, народы все же найдут свою дорогу к миру.
Только вот в чем дело. В Армении до сих пор официальные лица ни словом, ни даже полунамеком не говорят своим гражданам, что теперь надо будет учиться жить в мире. Наоборот, в тренде — прозрачные намеки «мы станем еще сильнее», «мы проведем реформу армии» и т.д. За чем скрываются вполне очевидные планы на реванш. И вот на этом фоне Ереван разворачивает непонятную, а вернее, вполне «прочитываемую» возню вокруг «карабахцев». Здесь всеми силами стремятся «простимулировать» возвращение уехавших из Карабаха армян в ту его часть, где сегодня развернута миротворческая операция. В интервью ТАСС Никол Пашинян с умным видом изрекает: «…Мы уверены, что до конца года большинство жителей Нагорного Карабаха вернутся. И конечно, мы собираемся создать все необходимые условия для этого». Для пущей духоподъемности в СМИ регулярно сообщается, сколько автобусов с желающими вернуться карабахцами отправились из Еревана и Гориса в Ханкенди. Более того, судя по многим косвенным признакам, «возвращают» туда из Еревана и Гориса в том числе тех, кто ранее проживал в Гадруте, Суговушане, Шуше, разного рода соучастников незаконной программы заселения оккупированных азербайджанских земель. «Выпихивают» в Ханкенди даже тех, кто там никогда не жил и кому банально некуда ехать. И вот это уже очень мало похоже на процесс «война закончилась, и люди возвращаются». К примеру, ереванский «Спутник» уже тиражирует рассказ некой Виктории Асрян: «Переезжаем сюда с семьей, но чувство страха остается. Боимся очень сильно. С четырех сторон турки (азербайджанцы — ред.)». Еще одна дамочка, имя которой не называется, добавляет: «Кто знает, может границы снова расширятся?». Все-таки «надежда умирает последней». О том, чтобы жить рядом с азербайджанцами, опрошенные армянскими журналистами персоны не желают и слышать — а при этом возвращение азербайджанских беженцев остается одним из важных пунктов трехстороннего заявления от 10 ноября.
Наконец, изрядную пищу для размышлений дает и недавнее интервью президента Армении Армена Саргсяна газете «Аравот», где он, в числе прочего, разглагольствовал: «В 1994 году, когда мы победили, были победившим государством, когда весь мир, те же европейцы, то же НАТО считали, что мы имеем самую мощную в регионе армию, начиная с того времени, население «Арцаха» (здесь и далее кавычки наши — Minval.az), как было чуть больше 100 тысяч, 26 лет назад осталось те же 100 или 130-150 тысяч. В этой демографической войне мы проиграли. Думаю, в течение 26 лет население «Арцаха» могло быть, скажем, 500 или 600 тысяч. Не хочу обсуждать, каким путём, но уверен, что это было возможно. Однако этого не произошло. Когда ты солдат, одно дело, если за твоей спиной есть миллион населения, и совсем другое дело – когда этого населения 100 тысяч». Проще говоря, «мирному населению» с самого начала отводилась роль не то «живого щита», не то показательных жертв. А на таком фоне уже не получится не спросить, какие планы и надежды на реванш кроются за нынешними попытками Армении «стимулировать возвращение». Где рядовым участникам этого процесса явно не торопятся раскрывать все карты и напоминать, что игры в «миацум» закончились. И если попытаться запустить этот сценарий вновь, то последствия будут еще более тяжелыми, особенно для рядовых соучастников. Которым уже сейчас лучше подумать и взвесить, кто и что обещает им в действительности.
Нурани, политический обозреватель Minval.az