Армения продолжает «пробивать дно». Еще несколько дней назад Никол Пашинян призвал формировать в Армении «отряды ополчения». Теперь здесь ставят под ружье детей и подростков. Накануне в социальных сетях широко распространился ролик: армянский подросток помогает солдатам стрелять из пушки. Появилась и весьма символичная фотография, где с боевым оружием в руках стоят перепуганные девочки лет 13-14, за спиной у которых стоят «опытные бойцы» из числа участников, вернее, соучастников боевых действий начала девяностых.
Параллели с фашистской Германией напрашиваются сами собой. 20 апреля 1945 года, когда 416-я гвардейская Таганрогская дивизия по-своему «поздравила» Адольфа Гитлера с днем рождения, устроив артиллерийский обстрел Берлина, «бесноватый фюрер» решил вывести на улицы Берлина вооруженных «фаустпатронами» горожан, сформировав из них отряды «фольксштурма», то бишь «ополчения». А еще вооружить этими самыми «фаустпатронами» членов «гитлерюгенда» — по сути детей и подростков. И вот теперь свой «гитлерюгенд» бросает в бой Никол Пашинян.
Вспомним: в Армении при всех властях организовывались разного рода детские военизированные лагеря со всей причитающейся атрибутикой — переодеванием детей в военную форму, идеологической обработкой, рассказами о «героях» вроде профессионального террориста Монте Мелконяна… Правда, посещая эти лагеря, официальные лица, включая министров обороны, уверяли их участников: карабахский конфликт уже, дескать, «решён военным путём», Азербайджану некуда деваться, кроме как согласиться на армянские условия и капитулировать, вот еще немного — и результаты военной агрессии начала девяностых будут закреплены дипломатическим путем.
А теперь выясняется, что детям и подросткам придется отправляться на реальную войну. Где к тому же у них будет очень мало шансов уцелеть. Современное оружие бьет точно и прицельно, но все же не настолько, чтобы нанести удар по артиллерийской батарее и убить суетящихся возле орудия взрослых, а вот подростков при этом пощадить. Это невозможно просто технически.
Можно догадаться, зачем это понадобилось ереванской верхушке. Конечно,
Армения уже давно испытывает, скажем так, «дефицит личного состава». На фоне катастрофической миграции местной армии и так не хватало призывников. Теперь же уклонение от призыва приобрело масштабы массовой эпидемии — вплоть до того, что потенциальные призывники готовы выкладывать от 1 до 2 тысяч долларов за фальшивый положительный тест на COVID-19, чтобы не идти под пули. Точнее, под удары РСЗО, боевых дронов и мощной артиллерии. Но все же главная цель — в другом. Втягивая детей в войну, армянские агрессоры, во-первых, пытаются создать видимость этакой «народной войны». А во-вторых, бросая под огонь детей и подростков, даже не переодетых в военную форму, армянские агрессоры пытаются поддержать на плаву миф, будто бы такие-сякие азербайджанцы «наносят удары по мирному населению» и вообще «воюют с детьми». Это и размещение огневых точек в жилых кварталах, о чем уже рассказывал Minval.az, и использование гражданскими лицами и военными одних и тех же подземных убежищ и бункеров… И если теперь в боевые порядки ставят детей, то нет сомнений: этим детям уготована роль «показательных жертв».
Только вот есть и правовая сторона вопроса. Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., относящийся к защите жертв международных вооружённых конфликтов, и Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., относящийся к защите жертв немеждународных вооружённых конфликтов, принятые в июне 1977 года, запрещают участвовать в вооружённых конфликтах лицам моложе пятнадцати лет. В 1995 году Генеральный Секретарь ООН вместе с различными правительственными и неправительственными институтами призвал к «запрещению любых форм привлечения к военной службе и участия в конфликтах детей моложе восемнадцати лет», что получило название позиции «Строго после 18 лет». Наконец, в соответствии с пунктом 2 (а) (XXVI) статьи 8 Римского статута Международного уголовного суда набор или вербовка детей в возрасте до пятнадцати лет в состав национальных вооруженных сил или их использование для активного участия в боевых действиях являются военным преступлением. И что же — Никол Пашинян об этом не в курсе? В его команде не нашлось ни одного толкового юриста, который бы ему объяснил, как в современном мире квалифицируется и карается вовлечение детей в вооруженные конфликты? Или же здесь по старой памяти решили, что международное право написано для кого угодно, но не для «древней и многострадальной христианской Армении»? Но если так, то Никол Воваевич капитально просчитался. И просто добавил себе еще одно обвинение для будущего трибунала.
Нурани, политический обозреватель