Знаковые политические события могут выглядеть по-разному. И не всегда их удается «по горячим следам» оценить действительно по достоинству. Но это вряд ли относится к событиям последних дней, причем не на линии фронта, а именно в тылу. В той деликатной сфере, которую принято именовать общественным мнением и общественными настроениями.
Уже в первые часы противостояния на границе Азербайджана и Армении, после первых сообщений об обстрелах и боях к линии фронта потянулись добровольцы — на своих личных автомобилях, с полной решимостью встать в единый строй с солдатами. Ленты соцсетей пестрят предложениями вспомнить свою военно-учетную специальность и обратиться в военкомат. Потрясенные журналисты рассказывали о том, как встречали в разных уголках Азербайджана, от Товуза до Габалы, наших шехидов, погибших на границе — с флагами, с воинскими и «гражданскими» почестями.
Но кульминация наступила в ночь с 14 на 15 июля на улицах Баку, где прошли многотысячные акции — в поддержку своей армии. Лозунги говорили сами за себя: «Шехиды не умирают, Родина неделима!» «Карабах или смерть!» Как признают наблюдатели и эксперты, столь многочисленных и, по сути, стихийных акций столица Азербайджана не видела с девяностых годов.
А это не просто цифры участников митинга, а «маркер» серьезных политических реалий.
Азербайджанский народ продемонстрировал ту самую гражданскую активность, о которой в последние годы говорилось так много, и в основном в этаких «реквиемных» тонах. Эти митинги никто не «организовывал» — люди вышли на улицу действительно по зову сердца. И по такому вопросу, который действительно имеет общенациональное «прочтение» и ради которого внутриполитические разногласия должны быть отведены — и были отведены! — на второй план, и прежде всего это касается поддержки армии и защиты собственной страны.
Здесь, пожалуй, нужно уточнение. В нашей стране в результате продуманной и четкой программы военного строительства, осуществленной под руководством президента и верховного главнокомандующего Ильхама Алиева, создана действительно профессиональная армия, вооруженная современным и эффективным оружием. Как справедливо отметил глава государства, «сегодня Азербайджанская армия полностью укомплектована, оснащена современным оружием. Азербайджанская армия с честью выполняет все поручения Верховного главнокомандующего. При мне ни разу не было, чтобы поставленная задача не выполнялась. Выполнялась. В апрельских боях 2016 года она так ответила на армянскую провокацию, с такой неблагоприятной позиции освободила эти земли, что некоторые военные эксперты по сей день поражаются этому. События последних дней еще раз показали это». Словом, сегодня, с учетом военных реалий, в Азербайджане нет необходимости объявлять всеобщую мобилизацию, формировать «народное ополчение» или «добровольческие батальоны», раздавать винтовки прямо на площадях и отправлять под пули необученных людей, которых едва успевают переодеть в военную форму. Тем более на горьком опыте ранних девяностых у нас всех был шанс убедиться, что современная война, простите за цинизм, не прощает дилетантизма и самодеятельности ни на каком уровне.
Но при этом никто не отменял «политического», точнее, «внутриполитического» измерения любой войны. То, что принято называть «мнением народа» в кавычках и без, было продемонстрировано на улицах Баку четко, ясно, без обиняков и недомолвок. Многотысячный митинг однозначно расставил акценты: народ Азербайджана верит в свою армию и в своего верховного главнокомандующего. Наша страна не смирилась и не смирится с оккупацией своих земель. И наши граждане готовы взять в руки оружие и встать в военный строй — потому что «Родина неделима», а «Землю не дарят». И если мирный путь, если широко разрекламированные переговоры не приносят результатов — да, мы готовы воевать. Какое это «мы» многотысячное, можно было увидеть в собственные окна той ночью и на экранах мониторов — сейчас. И да, все это было продемонстрировано не «сверху», а «снизу». «Улица» в Азербайджане в ночь с 14 на 15 июля сказала именно то, что президент нашей страны Ильхам Алиев не раз подчеркивал в своих выступлениях, и провела те же «красные линии», что и глава государства: территориальная целостность Азербайджана должна быть восстановлена и будет восстановлена. Второго армянского государства на азербайджанских землях не будет.
Плюс ко всему ночной митинг еще и продемонстрировал: в обозримом будущем в азербайджанском информационно-политическом пространстве не стоит надеяться на успех разного рода инициатив в стиле сладенько-розовой «народной дипломатии» с ее предложениями «давайте сделаем шаг к миру здесь и сейчас, давайте откажемся от войны, начнем «топить лед» и обниматься через линию фронта». Более того, на улицы вышла в основном молодежь, те юноши и девушки, кто родился уже после оккупации Арменией Нагорного и равнинного Карабаха, но которые по-прежнему считают эти земли своими — настолько, что требуют отправить их на фронт — сегодня, сейчас, в эту минуту, когда идут бои, когда стреляют и когда хоронят шехидов. Что уже дает огромную информацию к размышлению о реальном боевом духе, «мобилизационном потенциале» и т.д. И самое главное, состоявшийся накануне митинг, как бы это поделикатнее, хоронит надежды некоторых кругов на то, что в Азербайджане на уровне общественного мнения удастся навязать эту самую циничную формулу «примирения» без освобождения ныне оккупированных земель, о которой мечтают в Армении.
Примечательно, что эти реалии уже отмечают и по ту сторону границы. Строго говоря, еще во время недавнего нашумевшего «пресс-тура», анонсированного главой МИД РФ Сергеем Лавровым, армянские журналисты, побывавшие в Азербайджане, с удивлением констатировали: оказывается, здесь ну никоим образом не желают мира ценой отказа от территорий, ныне оккупированных Арменией. А сегодня уже иреванские медиа-эксперты сетуют: им ну никак не удается наладить «армяно-азербайджанский диалог в Интернете». В переводе: не получается создавать группы и сообщества, где бы с удовольствием рассуждали о «мире здесь и сейчас», то есть на фоне продолжения оккупации. И если солдаты на передовой отбивают атаки армянской армии, то ночью на улицах Баку отбили, скажем так, информационно-политическую составляющую армянской агрессии, цинично названную «народным миротворчеством».
Здесь, наверное, можно было бы поставить точку. Но остается еще один эпизод — та самая провокация, устроенная во время ночного митинга, с переворачиванием полицейских автомобилей и попыткой прорыва в офис Милли Меджлиса, где ночью, понятное дело, не могло быть никого, кроме технических сотрудников. Дешевая, подлая и циничная попытка опорочить действительно народный митинг в поддержку армии, создать в обществе «внутреннее противостояние», раскачать ситуацию — словом, сделать все то, о чем так страстно мечтали и мечтают по ту сторону линии фронта. Полиция эту провокацию аккуратно и четко, конечно, пресекла. И самое главное, вопреки расчетам ее устроителей, не произошло «детонации толпы». Провокационную выходку не поддержал никто, кроме самих же провокаторов.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев дал этим событиям предельно четкую оценку: ««Группа диверсантов пыталась испортить прекрасный и благородный порыв народа. Их попытки были пресечены, их личности – установлены, и все они будут привлечены к ответственности».
Понятно, что следствие и правовые решения еще впереди. Но политические выводы из происшедшего надо сделать нам уже сегодня. И понимать, что в то время, пока идет война, нас будут проверять на прочность, и не только в прямой видимости вражеских позиций.
А значит, надо просто быть начеку. Не рассылать через WhatsApp провокационные месседжи насчет «уничтоженных дивизий», записанные армянскими агентами со знанием азербайджанского языка и изрядными актерскими способностями. Не «шейрить» в Фейсбуке провокационные посты. Не тиражировать слухи и сплетни, которые нередко представляют собой классический прием деятельности спецслужб — «флустерпропаганду». Не поддаваться на провокации, и держать голову «холодной» и, пардон, «включенной». Не позволять играть даже на патриотических чувствах, о чем предупредил президент Ильхам Алиев: «…Все, кто вчера говорил «хочу сражаться в Карабахе», пусть передадут свои анкетные данные в Государственную службу по мобилизации и призыву на военную службу. Пусть дадут свои адреса, выразят желание служить в армии, и мы в нужное время привлечем их. А то кто-то будет кричать, подстрекать людей к незаконным действиям, зарабатывать себе политический капитал под священным лозунгом Карабаха, и что будет дальше? Чтобы было как в свое время – этого они хотят?»
Но еще более важно понять, чего хотим мы сами. А еще — понимать, что армии, любой армии, прежде всего необходим надежный тыл. Наши солдаты на передовой защитят нас от армянской агрессии. Но защитить наших солдат от удара в спину должны уже мы.
Нурани, политический обозреватель