У Никола Пашиняна заканчивается заряд популизма

У Никола Пашиняна заканчивается заряд популизма

У Никола Пашиняна заканчивается заряд популизмаРезультатом может стать новая война в Карабахе

Какие песни становятся «хитами»? Универсального рецепта здесь, признают опытные продюсеры, не существует в принципе. На популярность песни может оказать влияние не только ее текст, музыка, ритм и популярность исполнителя, но и все что угодно, от моды до политических веяний. И когда Александр Барыкин исполнил в середине восьмидесятых на новогоднем «Голубом огоньке» песню про программу телепередач на завтра, «попадание» было стопроцентным. Сама песня была незамысловатой. Солист пел «Здравствуйте товарищи, начинаем программу телепередач на завтра, на завтра

Завтра вы увидите, то что никогда не видели, это будет завтра, завтра. В девять часов «Золотой ключик» короткометражный сюжет, О том как сэкономить лучше семейный бюджет» и про то, как «клуб кинопутешествий покажет вам, золотые горы и банановые острова», а после каждого куплета вступал хор с припевом: «Нет, нет, нет, нет мы хотим сегодня, Нет, нет, нет, нет мы хотим сейчас!». В наши дни эта песня вряд ли вообще имела бы шанс быть замеченной, но тогда, в середине восьмидесятых,  Александр Барыкин исполнил ее в стране, гражданам которой лет этак 70 обещали «светлое будущее», а получили они в реальности пустые прилавки, талоны и «дефицит» всего и вся.

Впрочем, сколько времени может продлиться ожидание обещанного «светлого будущего», вопрос сложный. В конце концов, Уильям Фолкнер не зря говорил, что человек может достаточно долго жить на деньги, которых ждет. Еще труднее «просчитать», сколько времени может длиться такое вот ожидание в общенациональном масштабе. Армения здесь — случай примечательный: в местной политической и околополитической «тусовке» вот уже сотню лет ждут, что европейские политики преподнесут Армении на блюдечке шесть восточноанатолийских вилайетов.

Только вот это не значит, что сотня лет есть в запасе и у новоиспеченного премьер-министра Никола Пашиняна, который накануне представил в парламенте свою программу. Где, конечно, обещал согражданам золотые горы, молочные реки, кисельные берега, инвестиции, отсутствие коррупции, демократию и прочие приятные вещи. Но…

У Никола Пашиняна заканчивается заряд популизма

Еще до того, как программу нового правительства огласили официально, ее подверг резкой критике вице-спикер парламента, «республиканец» Эдуард Шармазанов. «Она (программа — Ред.) больше напоминает сборник пожеланий и тостов», — отметил он в беседе с Aravot.am, добавив, что новые руководители Армении путают реалии: они больше не находятся на Площади Республики, не выступают на митинге, они должны представить программу и нести ответственность за решение существующих проблем. Теперь же, когда программа была наконец представлена, свою критику повторил, но в еще более резких и хлестких выражениях: «Я с сожалением должен отметить, что некоторая риторика, содержащаяся в представленном правительством документе, содержит в себе не программные элементы исполнительной власти, а элементы ревкомов. Уважаемые коллеги, в представленном документе содержатся цели, мечты, желания, но не весомая политическая программа. Это меморандум о целях и мечтах, где нет инструментов для реализации целей, последовательности конкретных шагов, нет ни сроков, ни показателей ожидаемых результатов, а следовательно, и политической ответственности», — заявил Шармазанов. После чего, методично перечислив упущения и недостатки программы, заключил: «Я считаю, что документ, представленный в Национальное Собрание, похож не на правительственную программу, а скорее на мечты и желания, а может быть, и на брошюру с тостами».

Конечно, республиканцев можно упрекнуть в предвзятости. Да и сами они не без греха, и это еще мягко сказано: достаточно вспомнить, как потешались экономисты над амбициозными экономическими прожектами Сержа Саргсяна.

Имеет, конечно, право на существование версия, что «команда» Никола Пашиняна, объявив войну коррупции и вообще «наладив мосты» с Западом, привлечет в Армению небывалые инвестиции, которые и обеспечат экономический рост. А в Армении, напомним, уже с 2017 года обсуждают новость: если армянская энергетика освободится от коррупции и монополизма, туда могут прийти американские инвестиции аж в 8 миллиардов долларов. Не будем сравнивать эту цифру с инвестициями в азербайджанскую энергетику. Просто вспомним, что в Армении за год сумма инвестиций не превышала полмиллиарда. А посол США в Армении Ричард Миллс, со ссылкой на которого журналисты и эксперты и рассуждали о 8 миллиардах, вновь добавил оптимизма: «По сравнению с прошлым годом, вероятность американских инвестиций в энергетический сектор Армении возросла. Я встречался с представителями нового правительства и думаю, что они хотят либерализации рынка энергетики и роста конкуренции в нем. Именно это нам и нужно», — заявил дипломат.

Только вот…обещанные 8 миллиардов представляли собой радужный прогноз, но никак не сумму конкретных соглашений и капиталовложений. К тому же решение о конкретных инвестициях принимают не послы, а сами коммерсанты, Которые, рискуя своими кровными долларами и евро, перед тем, как вложить деньги в бедную и зажатую Армению, для начала должны еще найти привлекательные для бизнеса сферы и участки. А еще постараются повнимательнее приглядеться к реальной ситуации в этой стране. Особенно теперь, когда время «слепого обожания» Никола Воваевича заканчивается, и в СМИ все настойчивее говорят об «ошибках» его команды. По просочившимся сведениям, защиты у премьера просят супермаркеты, уставшие от «наскоков» со стороны «борцов с олигархами-республиканцами». Без сомнения, сделаны выводы из попыток Пашиняна устроить передел собственности в горнодобывающей сфере, в том числе на золотых рудниках.

И, наконец, не только потенциальные инвесторы обратили внимание: в новом правительстве обнаруживаются весьма экстравагантные персоны. Достаточно вспомнить, как главой аппарата правительства Армении стал 30-летний диджей Эдуард Агаджанян. Пост министра образования занял Араик Арутюнян, который (заранее просим извинения у читателей) в первый же день пребывания на посту разместил в Фейсбуке ультимативное требование отправлять ему на электронный адрес письма, написанные исключительно по-армянски и армянским же алфавитом, добавив, что он не намерен читать послания, написанные «латиницей, кириллицей или зибилицей». Вице-премьером стал бывший пресс-секретарь партии Никола Пашиняна. А теперь новая сенсация. Указом вице-премьера Армении Тиграна Авиняна его советником назначен бывший консул Армении в Одессе, бывший главный помощник экс-премьера Овика Абрамяна Георгий Мурадян. Это, конечно, солидная информация к размышлению, чего стоили все заверения Пашиняна о «борьбе с олигархами», но журналисты раскопали и такой факт: в середине нулевых местные газеты писали, что Георгий Мурадян, известный также как Жорик, был арестован за контрабанду кокаина в особо крупных размерах. Кокаин был спрятан в свечах с подсвечниками, которые отправили по почте. «Жорик», правда, почуял неладное и отправил за грузом двух девушек, снабдив их доверенностью. Дамочек арестовали, они назвали имя Георгия Мурадяна, который был арестован, а затем все же вышел на свободу. За него хлопотал отец, один из наиболее старых и уважаемых дипломатов МИД Армении Эдуард Мурадян. Сам Георгий Эдуардович, правда, все опровергает, но осадок, как говорится, остался. Особенно после того, как один из близких друзей Пашиняна, депутат парламента от блока «Елк» Сасун Микаелян поручился перед судом за криминального авторитета Алика Бандуряна. Премьер-министр Армении Никол Пашинян уже назвал ошибкой решение своего друга, но вот удалось ли ему «погасить» скандал — вопрос открытый.

Наконец, в Армении обращают внимание и на другое. В новой «команде» нет единства и даже «исполнительской дисциплины». Ереванская «Грапарак» перечисляет: «В один прекрасный день руководитель аппарата «забывает» надлежащим образом направить приглашение спикеру парламента, и премьер вынужден заявлять от имени правительства, что произошло «недоразумение». В другой день министр энергетики заявляет, что «Высоковольтные электросети» (ВЭС) «останутся в управлении государства», и премьер на следующий день вынужден корректировать на заседании правительства сказанное министром, заявляя, что подобного решения пока нет. Затем первый вице-премьер берет самолет премьер-министра и вылетает в Душанбе, и премьер вынужден регулировать этот вопрос. А потом Давид Санасарян пишет статус – не приватизируйте инструменты бархатной революции – у всех есть право бороться, даже у Республиканской партии, а премьер в прямом эфире называет эту борьбу проявлением саботажа». После чего делает вывод: «Ясно одно, что пришедшая к власти команда очень неопытная и доверить многим из них высокую должность, было, если не сказать необдуманным, то довольно смелым шагом, со всеми вытекающими из этого непрогнозируемыми последствиями. Если прибавить к этому также прозвучавшие несколько фальстартов в виде ультиматумов мэру Еревана и генеральному прокурору, то очевидно, что герои революции оказались в сложной ситуации». Словом, не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: «заряд популизма», который позволил Николу Воваевичу добраться до поста премьера, тает на глазах. Первая волна обожания была связана с радужными надеждами, но теперь их надо подкрепить чем-нибудь конкретным и осязаемым. А вот этой «осязаемой конкретики» у Пашиняна нет — ни в рюкзаке, с которым он ходил во время митингов, ни в ящике премьерского стола.

У Никола Пашиняна заканчивается заряд популизма

А тогда уже трудно исключать: для того, чтобы отвлечь граждан от экономических проблем и собственного провала, новая ереванская «команда» вполне может спровоцировать новое обострение в Карабахе. Конечно, расклад сил здесь не в пользу Еревана, но по ту сторону линии фронта, похоже,  уверены: большой войны не будет, в случае чего, за «форпост» вступится Россия, а значит, можно не тревожиться по поводу последствий. Только вот реальные результаты такой «игры на обострение» могут оказаться весьма плачевными и для команды Пашиняна, и для Армении как страны. Вопрос в том, понимают ли это в Ереване.

Нурани, политический обозреватель

Теги:
Из этой рубрики