В первые годы горбачевской «перестройки», когда в СМИ впервые разрешили рассказывать о том, что советский «ограниченный контингент» находится в Афганистане, прямо-таки сумасшедшую популярность среди молодежи приобрел афганский армейский фольклор. Те песни «ходили» главным образом на магнитофонных кассетах. И в одной из них, той, что пели на мотив посвященной боям за Эльбрус в годы второй мировой войны «Баксанской», были такие слова: «Дипломаты мы не по призванью — нам милей дружище автомат».
Вот и Дмитрий Рогозин, вице-премьер РФ и сопредседатель российско-азербайджанской межправительственной комиссии, «дипломат не по призванью». Российские информагентства не раз цитировали его заявления в адрес НАТО, США и других стран Запада, которые, мягко говоря, выходили за принятые в межгосударственном общении рамки. Господин Рогозин находится под действием персональных санкций, наложенных Евросоюзом и США на Россию за аннексию Крыма. Более того, в «бывших южных республиках» слишком хорошо помнят и ультранационалистические ролики типа «Очистим столицу от мусора», под которыми его партия «Родина» шла на выборы. Сегодня даже прокремлевские СМИ сквозь зубы признают: в том ролике под «мусором» подразумевались как раз «понаехавшие» в Москву «лица неславянской национальности».
Тем не менее, в «кавказский и неславянский» Баку Дмитрий Рогозин прибыл именно с дипломатической миссией. По официальной версии, провести переговоры с руководством Азербайджана и «продвинуть» сотрудничество двух стран. По неофициальной, изложенной, в частности, «Коммерсантом», «объясниться» по поводу подаренных Армении «Искандеров».
Судя по заявлениям самого Рогозина, его поездка оказалась весьма и весьма успешной. Как заверял Дмитрий Олегович, Москва и Баку разрешили ряд вопросов, которые ранее вызывали сложные дискуссии. Обсуждал в Баку новые сферы сотрудничества, в частности, в сфере новых технологий. В ходе встречи с Президентом Ильхамом Алиевым поднял вопрос экспорта из Азербайджана в Россию овощей и фруктов. «Действительно, скоро Новый год и мы ожидаем, что бесперебойно будут доставлены из Азербайджана и фрукты, и овощи, которые к празднику будут на столах россиян, — сказал Рогозин. — Мы всегда по достоинству оцениваем качество этой продукции». А сопредседатель МПК с азербайджанской стороны, первый вице-премьер Ягуб Эюбов вспомнил: бывают случаи, когда фуры из Азербайджана с фруктами и продуктами не могут пересечь российскую границу. «Вот в воскресный день мне звонит Дмитрий Олегович и говорит: Ягуб, ты знаешь, 800 машин там у вас, но я все меры принял. Я говорю, что не в курсе дела, то есть, он (Рогозин) там в курсе дела, и в воскресный день, когда люди отдыхают, принимает решения, и в течение двух-трех дней все машины ушли», — цитировал Эюбова ТАСС.
И что же: аплодисменты, фанфары, чепчики в воздух? Не совсем.
«Искандеры» ударили по переговорам
Прежде всего, отметим: сам Рогозин не конкретизировал, о каких именно «спорных вопросах» удалось договориться, и тем более не обозначил, в чем же эти договоренности состояли. По итогам визита не было объявлено о подписании каких-то конкретных документов. Не объявлено, по крайней мере официально, о грядущем приобретении Азербайджаном у России новых образцов оружия. При этом Рогозин в правительстве России отвечает именно за «оборонку». Сам факт, что именно он возглавляет межправительственную комиссию, показывает, на какую сферу приходится основная часть азербайджано-российского товарооборота, благодаря которому РФ занимает во внешней торговле Азербайджана третье место — после Турции и Италии. Но дело не только в этом.
В самом деле, как показывают и выкладки экспертов, и анализ новостей на «российском» треке, Рогозину в Баку предстояла весьма деликатная миссия: недавно Россия, по выражению президента Армении Сержа Саргсяна, «предоставила» Армении ОТРК «Искандер», и теперь вице-премьеру предстояло минимизировать последствия. В Москве, конечно, с самого начала привычно заверяли: это оружие, дескать, не направлено против Азербайджана. И все бы ничего, но госпожа Захарова, пресс-секретарь МИД РФ, пояснила: Россия-де таким образом «выравнивает баланс» между Азербайджаном и Арменией. И вообще, мол, Москва поставляет большие партии оружия не только Еревану, но и Баку. Но, во-первых, Азербайджан оружие у России покупает за живые деньги, а вот Армении, совершившей агрессию против нашей страны, Россия его дарит. А во-вторых, госпожа Захарова нечаянно обнулила при помощи такого дипломатического танцевального па все заверения своих коллег-споуксменов и даже их прямых начальников, будто бы эти «Искандеры» не направлены против Азербайджана. Потому как против кого они в таком случае направлены, если с их помощью Москва «выравнивала баланс» именно между Арменией и Азербайджаном? На Республику Вануату? Или Буркина Фасо? И да, еще одна деталь: в Ереване уже года два вслух мечтают о том, как с помощью российских «Искандеров» нанесут удар по объектам нефтяной инфраструктуры Азербайджана. И намекают при этом, что Москва здесь вряд ли возразит, поскольку на мировом нефтяном и газовом рынке интересы Азербайджана и России будто бы не совпадают. Армения, правда, на практике свои обещания не реализовала и вряд ли реализует, но вот по российскому влиянию и авторитету в Азербайджане вообще и тем переговорам, которые планировал вести в Баку господин Рогозин, в частности, эти «Искандеры» уже де-факто ударили. Пытаться нейтрализовать последствия такого «имиджевого удара» при помощи «овощной дипломатии», которую попытался продемонстрировать Дмитрий Олегович — дело заведомо безнадежное, даже если уважаемый вице-премьер лично сядет за руль и будет проводить через границу с Россией азербайджанские фуры, груженные овощами и фруктами. Особенно если речь идет не только об «имиджевом ударе»
«Имидж — ничто», но вместе с несколькими миллиардами…
Вряд ли, конечно, в Москве ну совсем не представляли себе, что «Искандеры», подаренные Армении, вызовут вполне справедливое возмущение в Баку. Другое дело, что в РФ привыкли не обращать внимания на собственные «имиджевые потери», если речь шла о новых независимых государствах, особенно тех, которые находятся к югу от РФ. Этакий популярный рекламный слоган «Имидж — ничто!», но уже в политическом переложении.
Только вот, увы и ах, к моменту прибытия Дмитрия Олеговича в Баку на переговоры стало понятно: России придется иметь дело не только и не столько с имиджевыми потерями. Перед Кремлем замаячила реальная перспектива упустить вместе с «имиджем», от которого, начистоту говоря, на сегодня мало что осталось, еще и кругленькую сумму в долларах. Напомним: как раз накануне визита Рогозина в Баку побывал с визитом премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. В ходе переговоров, в числе прочего, в Азербайджане договорились о закупке у Израиля таких оборонительных систем, которые, по мнению ряда экспертов, просто «обнуляют» наличие у Армении вожделенных «Искандеров». Да тут еще в СМИ просачивалась информация, что в Баку проявляют интерес к ракетным комплексам, созданным в Беларуси, в Украине и в Пакистане. Последний, на минуточку, обладает ядерным оружием, и можно догадаться, какого развития там достигла ракетная техника. Любой из этих контрактов еще на стадии обсуждения и «утечек» больно бил по престижу российской «оборонки». Оказывается, что «Искандеры» — это вовсе не чудо-оружие, против них есть эффективная защита, а на мировом рынке можно купить нечто, превосходящее распиаренный российский ОТРК по многим статьям. Словом, «Искандеры», которые Россия «предоставила» Армении, обходились ей куда дороже своей номинальной стоимости. И если Дмитрию Олеговичу предстояло все это «сгладить» и «урегулировать»…то у его миссии было не так уж много шансов на реальный успех, а не только оптимистичные заявления по итогам.
Габалинская РЛС, далее везде?
Дело, впрочем, не в дипломатических талантах господина Рогозина. И даже не в том, что последствия российского «подарка» Армении — это тот вопрос, который банально выходит за рамки, по крайней мере, полномочий и компетенции Дмитрия Олеговича. Куда важнее другое. В Москве привыкли «не заморачиваться» и попросту не задумываться, что думают по поводу ее политики в столицах «бывших республик», но теперь эта политика «привычного игнора» дает сбой. Как показывают и спешный визит вице-премьера РФ в Баку, и его отчаянные попытки продемонстрировать желание крепить двусторонние отношения, в Москве просто не просчитали до конца, какие последствия вызовет «предоставление» Армении «Искандеров» на азербайджанском треке. Но самое обидное, что такое происходит не в первый раз. И уж кому-кому, а Дмитрию Олеговичу Рогозину это должно быть известно лучше, чем кому бы то ни было. Именно он в 2012 году вел переговоры о продлении срока аренды Габалинской РЛС в Азербайджане.
Напомним: к 2012 году срок прежних договоренностей об аренде Россией принадлежавшей Азербайджану Габалинской РЛС уже истекал, Москва и Баку вели переговоры о судьбе радара, с помощью которого РФ, как утверждали эксперты, могла отслеживать ситуацию даже на острове Диего-Гарсия, не говоря о таких мелочах, как Ближний и Средний Восток. В Москве к продлению соглашений об аренде отнеслись как к пустой формальности, только вот переговоры эти, напомним, закончились провалом. Официальная версия: «не договорились о цене» — лишь отчасти отражает реалии переговоров. И хотя об этом предпочитали не говорить вслух, эксперты подчеркивали: на самом деле все сложнее. В географии и военной топографии есть такое правило: чем выше точка, на которой находится наблюдатель, тем шире для него видимый горизонт. Вот и на «южные республики» многие российские политики «усредненно» смотрели с уровня овощного прилавка где-нибудь на Даниловском рынке в Москве и не сомневались, что Азербайджан — это поставщик овощей и фруктов на московские рынки и ничего более. Вот и господина Рогозина, чья партия «прославилась» скандальным «мусорным» роликом, подвели тогда «овощные» стереотипы. В Москве просто не учли, что за эти годы Азербайджан превратился в страну, законные интересы которой уже не получится игнорировать. В Баку тогда, согласно просочившимся данным, во-первых, потребовали дать гарантии, что РФ не будет делиться информацией, полученной габалинским радаром, с Арменией. А во-вторых, с учетом того, что Габала из глухой провинции превратилась в «пятизвездочный» курорт и столицу престижного музыкального фестиваля, повысили цену за аренду. Гарантий Москва не дала, платить тоже отказалась. Российские переговорщики пригрозили, что РЛС будет вообще закрыта. А в Баку такой перспективы, вопреки всему, не испугались. В результате РЛС была закрыта.
Существовал, конечно, шанс, что Россия после потери РЛС наконец-то сможет увидеть реалии современного Азербайджана. Но, как показывают попытки Рогозина сгладить последствия «оружейных подарков» Армении при помощи инспекции пограничного КПП, у российской политики и точка наблюдения, и видимый горизонт остались, увы, прежними. Только вот сегодняшних ее проблем на азербайджанском треке уже не решить при помощи «овощной дипломатии».
Нурани, специально для Minval.az