Ереван и Баку упустили ряд возможностей, не поддержав усилия переговорщиков Минской группы ОБСЕ по поиску решений мирного урегулирования карабахского конфликта. Об этом в интервью корреспонденту ИА REGNUM заявил старший аналитик Американского совета внешней политики по вопросам Европы и Евразии Уэйн Мерри. По его словам, основная проблема заключается в том, что переговорщики — всего лишь посредники, которые не могут решить вопрос сами.
«Реально вести переговорный процесс и придти к какой-либо договоренности могут лишь стороны-участники конфликта. К сожалению, за долгие годы переговоров ни Армения, ни Азербайджан ни в малейшей степени не проявили доброй воли. Строго говоря, это и есть главная упущенная возможность сторон за прошедшие годы», — заявил собеседник.
Армения, по словам Мерри, допустила еще одно упущение, а именно: не воспользовалась возможностью нормализации отношений с Турцией. «Это могло бы дать Армении огромное преимущество. И мне трудно понять, почему в Армении не видят, что, имея дело с такого рода проблемой, необходимо пускать в ход креативные дипломатические методы. Позиция выжидания и взятия измором не сработает. Подход по принципу «потянем время, и тогда Турция сама падет ниц перед нами» бесперспективна и безнадежна. Инициатива в большей степени должна исходить от армянской стороны, нежели турецкой», — выразил уверенность Мерри, объяснив свой подход тем, что Армения гораздо больше заинтересована в открытых границах с Турцией, нежели последняя.
При этом Мерри не отнес к категории упущенных возможностей отказ Армении подписывать Ассоциативное соглашение с Европейским союзом. Эксперт также весьма скептически настроен в отношении всей политики соседства ЕС. «У меня очень серьезные сомнения по всему спектру инициированной Евросоюзом программы «Восточное партнерство», которая, на мой взгляд, крайне плохо продуманна, и на которой в большей степени лежит ответственность за то, что сугубо внутриукраинское политическое противостояние переросло в международный кризис. Нельзя было допускать такого развития событий. Полагаю, ни Молдавия, ни Грузия не продумали в достаточной степени последствия подписания Ассоциативного соглашения с ЕС. И я вовсе не уверен, что для Армении лучшим вариантом стала бы ассоциация с ЕС. Ничего нельзя утверждать наверняка, но мысль о том, что евроинтеграция в обязательном порядке принесет Армении пользу, крайне сомнительна. Никто в Европе не говорит о том, что какая-либо из стран-участниц «Восточного партнерства» станет европейской страной — во всяком случае ни на моем веку, ни на вашем этого не случится. Помните об этом», — подчеркнул Мерри.
Отвечая на вопрос о том, какие шаги в сложившейся ситуации являются наиболее оптимальными для Армении в краткосрочной и среднесрочной перспективах, Мерри заявил, что, в первую очередь, Армении необходимо начать серьезную совместную работу с сопредседателями Минской группы и вступить в подлинные переговоры по урегулированию карабахского конфликта. «Не знаю, не слишком ли уже поздно прибегать к этим мерам. Не мне, как иностранцу, давать оценки взятому Арменией курсу, по правильному ли пути она идет и пр., но ясно одно: армянское правительство при поддержке основных оппозиционных сил страны уже четко определилось и выбрало свою дорогу в будущее», — подчеркнул аналитик.
Что касается возможной роли США и армяно-американских отношений в развитии Армении, то Уэйн Мерри считает, что США и без того в значительной степени оказывают поддержку Армении. «Достаточно посмотреть на суммы, которые были перечислены из Вашингтона в качестве финансовой помощи за последние 20 лет. Они впечатляют, и, на мой взгляд, объем оказываемой помощи несоразмерен величине самой страны. Кроме того, США отправили в Ереван в качестве послов целый ряд очень талантливых дипломатов, которые старались быть полезными и которые провели серьезную работу, направленную на экономическое и политическое развитие Армении. Но в конечном итоге выбор Армении — ее выбор, и вы не можете требовать от американцев, чтобы они пеклись о благосостоянии Армении больше, чем вы сами. Вы должны понимать, что США — держава, имеющая интересы и обязательства во многих уголках мира. Мысль, которую я пытаюсь донести — это то, что Кавказ не является центром вселенной, он не является центром Евразии, это всего лишь часть света где-то на обочине других мировых центров силы. И, конечно, сегодня Америка заинтересована в странах кавказского региона гораздо меньше, чем 10-15 лет назад. Не думаю, что подобное положение вещей подлежит изменению», — подытожил эксперт.









