— Серж Саргсян озвучил идею членства в ТС, чтобы обеспечить собственное правление в стране на очередной срок, нежели ради госбезопасности своего народа. Так считают сторонники европейской модели развития в Армении. Что думаете по этому поводу Вы?
— Вступление Армении в Таможенный Союз хорошо охарактеризовал Александр Искандарян, который отметил, что выбирая между ЕС и ТС Армения, сделала выбор в пользу ОДКБ.
Учитывая региональный контекст – конфликт с Азербайджаном, напряжённость в отношениях с Турцией и смутные перспективы взаимодействия с Ираном, Ереван принял прагматичное и единственно верное решение, хотя внутри Армении все еще идут споры по этому поводу.
Вместе с тем, в канун Вильнюсского саммита ситуация обостряется. Европейский Союз продолжает давить на руководство Армении, что объясняется необходимостью западных стран «оттащить» от России максимальное число игроков на постсоветском пространстве. Кроме того, значительную роль играет геополитическое расположение Армении – фактически на перекрестке противоречий в регионе.
Думаю, нам предстоит стать свидетелями не одной провокации, дискредитирующих как Россию, так и отношения Москвы со странами Южного Кавказа
— Уместны ли заявления армянских экспертов, которые считают, что подписание Соглашения об Ассоциации с ЕС открыло бы перед Арменией перспективу осуществления свободной торговли и гармонизации механизмов бестарифного урегулирования с европейскими странами?
— Политика программы Восточное партнерство» не рассчитана на реальную помощь обратившимся государствам и уж тем более не предполагает включение в Союз новых участников, особенно теперь, когда еврозона едва-едва стала выходить из экономического кризиса.
Фактически ассоциативное членство предлагает оказаться в «предбаннике» Евросоюза, когда постоянно диктуют, как надо управлять своей страной, против кого нужно дружить. Это своего рода поводок, главной составляющей которого является денежный момент. Подписание такого соглашения дает лишь временные преимущества, фактически же превращает обратившуюся сторону в вассала. Выигрывают при таком раскладе только политическая элита, которая, принимая такое решение, ориентируется на свои экономические интересы. Яркий тому пример Украина. Естественно, что для экономики страны ассоциативное членство с ЕС губительно, но Виктор Янукович ставит во главу свои личные экономические интересы и мы имеем то, что имеем. Европейский Союз заинтересован в том, чтобы расколоть постсоветское пространство и навсегда похоронить в этом регионе интеграцию. Работа ведется непосредственно с «сильными мира сего», на общий обзор же выводится формула, мол, ЕС – это зона демократии и свободы, а все то, что предлагает Россия – имперский мрак.
— По–вашему, при каком выборе интеграционной модели развития-европейской, или евразийской, у Армении появится шанс выбраться из социально-экономического кризиса, вследствие которого наблюдается колоссальный отток населения из страны?
— Конечно, это евразийская модель. Я так полагаю, не потому что являюсь гражданкой России, как может показаться, а ввиду геополитических реалий.
— Что скажете об итогах президентских выборов в Азербайджане?
— Что касается хода выборов, конечно, большое внимание привлек инцидент со «сливом» результатов голосования в интернет раньше окончания голосования. Очевидная провокация была нацелена на то, чтобы дискредитировать Азербайджан как демократическое государство. Но «цепной реакции» это не вызвало. Конечно, в стране остались нерешенные проблемы, и было бы глупо их отрицать, в частности это коррупция, но ведется работа, которая рано или поздно принесет результаты.
— Может ли нанести урон азербайджано-российским отношениям инцидент в Бирюлево?
— На сегодняшний день между сторонами наблюдается напряженность из-за трагичного инцидента с убийством Егора Щербакова. Полицейские вычислили и задержали подозреваемого в этом убийстве уроженца Азербайджана Орхана Зейналова. На этой почве в медиа пространстве, как России, так и Азербайджана появилась информация националистического толка. Кроме того, к задержанному не допустили азербайджанских дипломатов, что спровоцировало ноту протеста со стороны АР. Крайне трагичный, но частный случай переходит в политическую плоскость и ситуация обостряется. Может пострадать бизнес азербайджанцев в России, что напрямую наносит удар по экономической сфере взаимодействия государств.
Тем не менее, Баку и Москва нацелены на продолжение сотрудничества. Думаю, стороны урегулируют конфликт и не дадут ему разрастись. Российско-азербайджанские отношения находятся не только в центре внимания крупных геополитических игроков – США, ЕС, Турция, Иран, Саудовская Аравия, Катар, но и могут стать объектом для манипуляций.
В частности, разрастание внутри России националистической волны наносит прямой ущерб отношениям Москвы с постсоветскими странами, в т.ч. с Азербайджаном. Это и прямой удар в макет евразийской интеграции.
Это важные аспекты, которые необходимо анализировать и разрабатывать методы решения проблем.
Тамара Тагизаде