Интервью портала Minval.az с российским политологом и публицистом Мехманом Гафарлы.
-Как вы оцениваете решение президента Саргсяна о вступлении в Таможенный и Евразийский союзы?
— Решение президента Армении Сержа Саргсяна вступить в Таможенный и Евразийский союзы связано с ростом влияния России в Закавказье. Геополитические реалии, которые сегодня сложились в этом стратегически важном регионе, уже не позволяют Еревану сидеть сразу «на двух стульях», пытаясь сбалансировать отношения между Евросоюзом и Россией. В последнее время отношения Москвы с Западом сильно испортились из-за сирийской проблемы и в таких условиях уже невозможно одновременно дружить и Евросоюзом, и РФ. Поэтому Армения была вынуждена выбирать кого-то одного из них, и она свой выбор сделала в пользу межгосударственных объединений, создаваемых на постсоветском пространстве под патронажем Москвы. Армению с Россией связывают более тесные экономические и военно-политические связи, чем с Западом, и Евросоюз в этом смысле никак не может заменить Россию. Это не только присутствие российской военной базы в Армении, но и российская поддержка армянской экономики. Многие стратегически важные экономические объекты Армении находятся под контролем российских компаний. В такой ситуации трудно представить, как Армения может строить с Евросоюзом более тесные экономические связи, в том числе и торговые, подписав Ассоциативное соглашение с ЕС. Сегодня многие страны Евросоюза погрязли в долгах, а у России есть достаточные финансовые ресурсы, которыми Армения как раз и пользуется из-за своего статуса форпоста России в Закавказье.
Кроме того, без российского природного газа, которого в случае необходимости можно получить и в долг, армянская экономика никак не может обойтись.
Еще надо учитывать и огромное количество армянских трудовых мигрантов, которые зарабатывают на жизнь именно в России. Если Ереван свой выбор сделал бы в пользу интеграции с ЕС, то у армянских трудовых мигрантов в России могли бы возникнуть проблемы. Как мы видим, Евросоюз ничего из вышеперечисленных не может дать Еревану. Поэтому решение Армении вступить в Таможенный союз вполне осознанный и объективный шаг.
— Что, на ваш взгляд, могло повлиять на такое решение?
— Я не сомневаюсь, что решению президента Армении Сержа Саргсяна о вступлении в Таможенный и Евразийский союзы во многом повлияли повышение цены на российский газ для Армении и визит президента России Владимира Путина в Баку, состоявшийся 13 августа. Потепление российско-азербайджанских отношений сильно беспокоит Ереван, который боится, что если Азербайджан станет стратегическим союзником России в регионе, то Армения может потерять свой статус главного союзника и форпоста России в Закавказье.
— Как поведут себя страны-члены ТС?
— Мне трудно что-то сказать за других. Но думаю, что Казахстан при принятии решения относительно вступления Армении в Таможенный, а в будущем и в Евразийский союз, безусловно, будет учитывать нерешенность карабахской проблемы и важные политические и экономические связи Астаны с Баку. Но думать, что Азербайджану этнически близкий Казахстан вовсе может наложить вето на вступление Армении в Таможенный союз тоже не стоит. Многое в этом вопросе будет зависеть от позиции Москвы и от уровня интеграции самого Азербайджана в Евразийский союз России, Казахстана и Белоруссии.
— А в целом, как данное решение может ли повлиять на Азербайджан?
— Я думаю, что главная цель в вступлении Армении в Таможенный союз (ТС) — это Азербайджан. Москва таким образом хочет подтолкнуть Азербайджан поскорее вступить в Евразийский союз (ЕАС). Россия, объединяя в рамках ТС и ЕАС бывшие советские республики, и прежде всего, страны СНГ с рентабельной экономикой, хочет безопасить свою экономику и территории. Москва вовсе не намерена лишать страны СНГ независимости и восстановить СССР. В нынешних геополитических условиях это даже может навредить России, сплотив страны СНГ против Москвы. В руководстве России это прекрасно понимают. России нужны взаимовыгодные прочные экономические связи со странами СНГ. Именно на таких условиях в ближайшие годы будут строиться отношения России со странами СНГ. Россию в первую очередь интересуют Казахстан, Белоруссия, Украина, Азербайджан, и даже Туркменистан, объявивший о своем нейтралитете. Россия вовсе не намерена интегрировать проблемные страны СНГ — Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Молдову в ЕАС, чтобы не дестабилизировать экономики стран Евразийского союза.
В таком случае и вступление Азербайджана в ЕАС будет экономически целесообразным. Есть информация, что руководство Азербайджана в ходе недавнего визита Владимира Путина в Баку уже дало свое согласие на вступление в ЕАС. Теперь после вступления Армении в ТС Азербайджану будет уже трудно отказаться от своих планов вступить в ЕАС.
Кроме того, в условиях дальнейшего ухудшения отношений Москвы с Западом и Азербайджану скоро придется выбирать — либо дальше дружить с Евросоюзом и США, или более тесно интегрироваться с Россией в рамках ЕАС.
Беседовал Эмиль Мустафаев











