Транзит азербайджанского газа в Украину через территорию РФ во многом зависит от российского законодательства, согласно которому монополия на транспортировку и экспорт газа из России принадлежит Газпрому, заявил minval.az российский эксперт Станислав Притчин, комментируя вопросы, торпедирующие предполагаемую возможность.
По его словам, в ближайшее время, скорее всего этот вопрос будет оставаться открытым.
В то же время, политолог не исключил, что поставщики газа из Каспийского региона и Центральной Азии могут все же найти доступ к российской инфраструктуре, в будущем.
Что касается перспектив, связанных с объемами поставок азербайджанской нефти в рамках проекта «Сарматия», «Одесса-Броды-Плоцк», по оценкам российского эксперта, Азербайджан уже четко обозначил основные экспортные направления для своей нефти, которых вполне хватает, чтобы доставлять сырье до потребителей.
Наряду с этим, Притчин не оставил без внимания главные экономические аспекты, в частности тарифы на поставку тонны нефти из Баку через Азербайджан, Грузию, Черное море и Одессу-Броды, о которых пока нет детальной информации.
Комментируя один из важных вопросов в сфере энергетики, касающийся Транскаспийского газопровода, политолог высказал однозначную убежденность в перспективности данного проекта.
Он напомнил, что у главного поставщика газа для проекта — Туркменистана на сегодняшний день имеется газопровод в Россию, Китай, Иран, и рассматривается вопрос строительства газопровода через Афганистан – Индию в Пакистан.
Отметим, что Индия и Туркмения договорились 23 января 2013 г предпринять все необходимые шаги для скорейшей реализации проекта строительства магистрального газопровода (МГП) Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ). Решение было принято по итогам 4-го заседания Межправительственной туркмено-индийской комиссии по торговому, экономическому, научному и технологическому сотрудничеству, проходившего 21-23 января 2013 г в г Нью-Дели.
По мнению российского эксперта, Транскаспийский газопровод, и газопровод через Афганистан в плане практической реализации достаточно сложные проекты.
Также как и большинство экспертов, Станислав Притчин считает, что сложности реализации Транскаспийского газопровода, связаны не только с существующими противоречиями между сторонами, но и отсутствием соглашения о разделе Каспийского моря.
«Строительство подводного трехсоткилометрового газопровода требует крупных финансовых затрат, ведь речь идет о много миллиардном проекте. Кроме этого нужно учитывать доставки газа сначала по территории Туркмении, по подводному участку, далее по маршруту Баку-Тбилиси-Эрзурум, и затем по одному из пока не построенных пока газопроводов.
Поэтому все эти нюансы указывают на то, что практическая реализация проекта затянется», — подытожил российский эксперт.
Тамара Тагизаде










