Сегодня начинается визит министра иностранных дел Германии Анналены Бербок в Баку, вчера она побывала в Ереване. Еще до своего вылета из немецкой столицы Бербок, желая задать тон своей поездке, призвала два южнокавказских государства возобновить в ближайшее время переговоры между собой. «Германия и Европейский союз хотят работать вместе для стабильности на Южном Кавказе», сказала она журналистам накануне своего турне.
Сразу возникает вопрос: с чего это вдруг Берлин обеспокоился ходом мирных переговоров, когда присутствовать за одним столом с руководителями Азербайджана и Армении высшему лицу ФРГ довелось лишь однажды — в июне этого года в Молдове в рамках неформального саммита Европейского политического совета. Как мы помним, в начале октября в испанской Гранаде этого уже не произошло в силу того, что президент Франции, выражаясь неформальным языком, решил положить на свою тарелку чуть больше положенной порции и начать командовать, кто может сидеть за одним столом с Алиевым и Пашиняном, а кому нельзя. Тогда, как известно, президент Алиев проявил поистине братскую солидарность с Анкарой (ведь не случайно Ильхам Алиев называет Реджепа Тайипа Эрдогана «братом») и отменил свое участие.
Ситуация, скажем прямо, сложилась довольно скверная, в первую очередь для посредников, среди которых, к своему невезению, оказался тогда и глава федерального правительства Германии Олаф Шольц. Не повезло и председателю Европейского Совета Шарлю Мишелю, которому, к тому же, не удалось провести очередную и даже анонсированную на конец октября встречу в Брюсселе в привычном трехстороннем формате.
Ну, а о невезении президента Франции Эммануэля Макрона и говорить не приходится. Там, где Макрон, там сплошные срывы.
Вот и приходится теперь Берлину спешить выправить не столько ситуацию, а, скорее, пошатнувшуюся репутацию посредника. Этим, возможно, и объясняется неожиданный вояж фрау Бербок в две южнокавказские столицы. В Баку она встретится со своим азербайджанским коллегой Джейхуном Байрамовым, а в Ереване она на момент написания этих строк уже успела провести встречу с главой МИД Армении Араратом Мирзояном.
Можно ли считать, что Германия обеспокоена возможностью новой войны между нашими странами? Если учесть недавние скандальные сливы в издании Politico, приписанные госсекретарю США Энтони Блинкену, то не исключено. Но сегодня вероятность столкновения не так высока. По крайней мере, каких-то особых провокационных движений ВС Армении на условной границе пока не наблюдается. Поэтому, Бербок придется найти перед немецкими налогоплательщиками какое-то более убедительное обоснование своей поездки.
В прессе прозвучала мысль, что министр могла приехать в Баку, чтобы проверить желание и способность Азербайджана продолжать снабжать Германию энергоносителями. Нам это кажется неубедительным, в первую очередь потому, что Азербайджан никогда не давал повода для сомнений в надежности данного им слова и поставленной под документами подписи. Всё, что мы обещаем, выполняем.
Остается одно: Германия, у которой нет большого опыта (и прошлых заслуг) в политическом миротворчестве, хочет хоть как-то реабилитироваться после провалов, которые испытывает Берлин на российско-украинском трэке. Вот уж действительно никакими достижениями в данном направлении немецкая дипломатия похвастаться не может.
Но не поздновато ли тогда решил Берлин вспрыгнуть на лестницу уходящего армяно-азербайджанского вагона? Стороны почти вышли на финишную прямую, и вдруг появляется дипломат из Германии, возжелавшая присовокупиться к успеху.
Опыт пока что показывает обратное: там, где появляются посредники, там меньше шансов на успех. То ли премьер-министр Армении Никол Пашинян старается усмотреть в них нового покровителя и становится менее сговорчивым, то ли еще что-то. Но мир в регионе, очевидно, станет реальным, если два наших государства оставить одних. Прямые переговоры имеют больше шансов на успех, чем встречи при непрошенных посредниках, каждый из которых мечтает самому быть номинированным на Нобелевскую премию мира.
Поэтому, уже сейчас можно высказать пессимизм по поводу продуктивности приезда Бербок в наш регион.
Зухраб Дадашов