«Отношение Жириновского – мнение российской элиты о нашей свободе»

Политолог Айдос Сарым полагает, что сегодняшняя Россия живет в вымышленном мире, питаемом только телевизионным опиумом. И поэтому она будет органически отталкивать от себя любой другой мир: хоть казахский, хоть азербайджанский, хоть украинский. Он также считает, что идеологи Кремля не могут понять очевидную вещь: строительство казахской или азербайджанской национальной государственности вовсе не означают их враждебность «русскому миру».

В интервью нашему корреспонденту Эмилю Мустафаеву эксперт рассказал об отношение казахов к последним заявлениям Владимира Путина и существующих основных противоречиях между РФ и Казахстаном.

 

– Президент России Владимир Путин объявил, что у Казахстана никогда не было своей государственности, а сама страна по числу граждан в 10 раз меньше РФ. «Он (президент Нурсултан Назарбаев – авт.) совершил уникальную вещь. Он создал государство на территории, на которой государства не было никогда. У казахов не было государственности», – заявил он. Это комплимент президенту Назарбаеву? Как бы вы вообще прокомментируете данное заявление?

– Только абсолютно глупый и недалекий человек может назвать недавние слова Владимира Путина в адрес президента Нурсултана Назарбаева «комплиментом». Как можно «хвалить» человека, ниспровергая дело его жизни, сокровенный смысл его политического пути? Это все равно, что хвалить человека как сына и отца, а потом обозвать всех его детей ублюдками, а его предков – бастардами. Значительная часть казахского общества восприняло подобные беспочвенные, невежественные аргументы хозяина Кремля в качестве вызова и оскорбления. Казахский интернет никогда так много не писал о Путине, как в эти дни. Особенно, в таком негативном, гневном ключе. А если учесть весь контекст, в частности, его слова о том, что Назарбаев пока «еще жив-здоров», то все это и выглядит вызовом, слабо прикрытой угрозой и лично президенту Казахстана.

Хочу особо подчеркнуть, казахи – это нация с непростой исторической судьбой, с древней историей, корни которой уходят в глубокую древность. Нация, которая в двадцатом веке в результате иезуитской, античеловеческой политики Кремля едва не была стерта с лица земли. Наши предки имели свои государственные образования, которые задолго до исторической России контактировали, торговали, а в ряде случаев и воевали со многими «историческими» народами и цивилизациями. Сказать такому народу, такой нации, что у тебя не было «истории», не было государственности, в лучшем случае – невежество, в худшем, как уже было отмечено, оскорбление. Если Россия рассчитывает в ближайшие годы потерять своего единственного союзника в Центральной Азии, она поступает как нельзя более верно. Лучшего повода оскорбить народ, государство, попросту быть не может. Все это вызывает глубокую обеспокоенность. Ведь пять-шесть лет назад разговоры о том, что Россия может захватить, оккупировать Крым выглядели бредом политиков-идиотов или публицистов с больным воображением. А ведь такие заявления звучали не раз, не два. Неслучайно, что сегодняшних российских сепаратистов в Донбассе возглавляют темные личности, которые являются действующими писателями-фантастами, философами. Писателями, которых еще вчера считали литературным андеграундом, единственной публичной ареной которых были газета «Завтра» или ряд одиозных веб-сайтов. Как тут не вспомнить разговоры о том, что следующей страной, на которой Россия обратит свое «имперское внимание» станет именно Казахстан. Тем более что сегодня уже достаточно сказано как российскими политиками, так и псевдоисториками и писателями-фантастами относительно того, что Казахстан – это не государство, что его земли – это не его земли. Полагаю, что братья азербайджанцы хорошо меня поймут, поскольку армянская диаспора в Москве, значительная часть которой является действующей идеологической обслугой Кремля, за последние годы сочинили тонны идеологического мусора и исторического бреда…

При этом я не снимаю вины и с самой казахской власти. В эти дни я специально прошелся по сайтам МИДов стран СНГ и Балтии. Внешнеполитические ведомства стран все последние годы реагировали (правда, в разной степени и тональности) на любой недружественный чих российских хедлайнеров, требовали и получали ответы, которые, так или иначе, дезавуировали имперский бред российских политиков, СМИ относительно их истории и государственности. И напротив, наш МИД долго игнорировал требования казахской общественности, обеспокоенность казахских СМИ в отношении аналогичных заявлений российских политиков. Закономерный результат продемонстрирован на днях в Селигере. Вместо того чтобы поддержать казахских патриотов и государственников, власть всегда занималась одним из двух: либо говорила, что мы сеем панику, либо занималась прямым давлением на людей, газеты и сайты. Логика Кремля проста и очевидна: если сами казахские официалы манкируют своими обязанностями, иногда сами делают непродуманные заявления о государственности, то зачем скромничать и играть в дипломатию? Не секрет, что отношение Путина, Жириновского – это мнение всей российской элиты в отношении независимости всех стран СНГ, которое особо не скрывалась, но и не демонстрировалось официально. Есть сакральные вещи и истины, за которые надо держаться всегда, надо держаться руками и зубами, если надо бить морды даже самым близким людям и рвать отношения надолго. Какая дружба, если плюют тебе в самое сердце, отказывают тебе в главном и ценном? Государственность, история – это из этого разряда…

 

– Недавно президент Казахстана Нурсултан Назарбаев призывал не раздувать ситуацию вокруг языкового вопроса. Если предположить, что законодательно все языки будут отменены в вашей стране, кроме родного – казахского, то могут ли возникнуть определенные параллели с Украиной?

– Знаете, многие из нас являются не только исследователями политической ситуации, но и действующими политтехнологами. Все мы понимаем, как готовятся и проводятся выступления президентов любых стран. Хорошо знаем и многих действующих представителей «идеологического фронта» как Казахстана, так и России. Понятно, что выступление президента Назарбаева было «для внутреннего потребления». Адресатом его выступления был именно казахский электорат, который обеспокоен судьбой страны и государства после событий в Украине. К большому сожалению, часть выступления президента было вырвано из контекста и представлено идеологической обслугой Кремля и некоторыми русскоязычными изданиями внутри страны именно в том ключе, о котором вы говорите. Назарбаев говорил о том, что Казахстан, казахи не должны повторять ошибок братского украинского народа, что надо учиться на чужих ошибках. При этом было много сказано и о глубокой истории нашего народа, о необходимости поиска новых форм и методов подачи этого богатого исторического материала. Казахи хотели слышать от своего руководителя, что любой лидер страны любой страны должен говорить своему избирателю. Я также не исключаю, что какие-то слова из этого выступления, в том числе слова президента о том, что Казахстан оставляет за собой право выйти из Таможенного и Евразийского союзов, если они будут угрожать независимости и территориальной целостности страны, вызвали недовольство в Кремле. Тем более что этому предшествовали два геополитических события: должен был состояться визит президента в Турцию, а также Казахстан вкупе с Белоруссией выразили недовольство односторонними действиями России по принятию Армении в Евразийский экономический союз. Не секрет ведь, что нынешние обитатели Кремля люди довольно своеобразные, мыслящие себя в феодальных категориях, примитивных категориях «свой-чужой», «если не с нами, то ты враг». Это, кстати говоря, если судить по многочисленным инсайдам из России, стало одной из причин аннексии Кремлем Крыма после того, как украинский народ совершил очередную революцию. Возможно, если бы того же Януковича сместили с власти люди более лояльные Кремлю, Россия сама бы первой приветствовала бы такую революцию. Люди, которые живут в примитивном мире, насквозь выдуманном горячечном имперском бреде, обмане и самообмане, вряд ли могут позволить себе думать иначе.

 

– Лидер российской партии ЛДПР Владимир Жириновский считает, что Россия должна захватить Казахстан, потому что там «культивируют русофобские настроения». Некоторые считают Жириновского говорящей головой Путина. Но как бы там ни было, Жириновский – часть политической системы России, а его партия является частью Государственной думы, следовательно, его заявления имеют определенный вес.

– Жириновский – это один из главных спикеров России по Казахстану. Будучи выходцем из Казахстана он, не исключаю, связывает свои личные многочисленные комплексы именно с Казахстаном, откуда в свое время он довольно успешно перекочевал в Москву. Человек он далеко не последний в России, депутат Госдумы, вице-спикер нижней палаты. Считать, что его бредовые эскапады – это только его личные выпады никто не сможет. В стране, где уже давно нет свободы слова, где нет телевидения как явления, где нет публичной, не дирижируемой Кремлем публичной и парламентской политики, кто-то лично по своему почину может выступать против Казахстана и его лидера, никто не будет. Полагаю, что российские аналитики, многочисленные специалисты по Казахстану, коих в последние годы стало очень много, российские спецслужбы равняют все страны по себе. Они не могут не видеть того, что недовольство казахов действиями России нарастает с каждым годом. И они связывают это каким-то образом с действиями Акорды. В силу именно своего примитивно-феодального мышления. И считают, что Акорда неискренне ведет себя в отношении России, хотя по действиям наших правящих элит этого и вовсе не скажешь. В СНГ еще надо очень поискать такую пророссийскую, лояльную к России правящую элиту.

– Кстати, после острых заявлений Владимира Жириновского и Владимира Путина, Нурсултан Назарбаев заявил, что Казахстан не будет членом организации, которая ставит под угрозу независимость Казахстана. Как вы оцениваете данное заявление? Кому, с какой целью был адресован данный месседж?

– Мне кажется, что наши власти только-только начали понимать тот истинный смысл, который Россия вкладывает в слово «союз». Мы ведь с самого начала говорили о том, что все три страны преследуют разные цели, которые не артикулируются. Для Казахстана и Белоруссии ТС и ЕАЭС изначально были вопросами маневра и поиска экономических возможностей. Россия же изначально преследовала политические цели и была готова за них платить большую плату. События в Украине убили любой российский софт-пауэр (мягкая сила – ред.). Сегодня Россия – это страна-агрессор, которая представляет угрозу любой из стран бывшего СССР. Страна, которая не выполняет своих обязательств. И если еще несколько лет назад слова казахских националистов во власти воспринимались как риторические фигуры или даже бред, то сегодня все это является действующей реальностью. Неприятной реальностью, в которой очень непросто и неуютно жить.

 

– Какие серьезные противоречия имеются между Россией и Казахстаном сегодня?

– Противоречий достаточно. И их количество будет расти, а не сокращаться. Если не брать во внимание груз историко-культурных проблем, то самые очевидные понятные, они лежат на поверхности. Вопросы политические, экономические. Вопросы схожих, даже конкурирующих экономик. Вопросы ментальные, в конце концов. Каждому вопросу можно было бы посвятить отдельное интервью. Не могут объединяться страны, которые имеют разное понимание и вкладывают в слово «союз» противоположные взгляды. Не могут объединяться коррумпированные, авторитарные элиты. Не могут объединяться страны, одна из которых хочет всеми руководить и решать, с кем остальные могут и должны дружить. Мир стал другим, понимаете! Не могут объединяться страны, одна из которых идет назад, а другие – хотят идти вперед, пусть и своими кривыми, окольными дорожками. В противном случае такой «союз» – это не «союз», а царская колонизация образца 18-19 веков. Только с интернетом и ядерным оружием.

 

– Как считаете, на фоне нарастающей изоляции России правильным ли было решение Казахстана вступать в Таможенный союз?

– То, многое, что было сказано российскими политиками, телеканалами за последние год-полтора уже показывает неправильность вступления в ТС и ЕАЭС не только Казахстана, но и любой другой страны. Это вполне очевидно любому мыслящему человеку. Думать иначе, строить какие-то завиральные проекты, высасывать из пальца какие-то новые «евразийские скрепы», выковыривать из носа или уха какую-то особость – все это разговоры в пользу бедных и глупых. Россия ясно показала, что она хочет и как она может добиваться поставленных целей. Россия строит исключительно изоляционистский «русский мир». Она живет в вымышленном мире, питаемом только телевизионным опиумом. И она будет органически отталкивать от себя любой другой мир: хоть казахский, хоть азербайджанский, хоть украинский. Поскольку у нее нет ни одного серьезного культурного, конкурентоспособного аргумента, то она будет использовать только «кнут» или третьесортный шантаж. «Пряников» у нее не осталось. Все «пряники», которые были у нее, заплесневели, или же попросту неприятны на вкус. Сама идеология государственности такова, что государство, государственность не может питаться чужими «пряниками». Казахское государство может созидать только «казахский мир», а азербайджанское – только «азербайджанский мир». При этом идеологи Кремля не могут понять простую и очевидную вещь: строительство казахской или азербайджанской национальной государственности вовсе не означают их враждебность «русскому миру». Никто не собирается в трезвом уме и памяти воевать с ядерной страной. Все могли бы прекрасно жить, честно торговать, искренне дружить, ездить в гости. Такой вариант возможен, но становится все менее вероятным именно из-за кремлевской имперской паранойи, на которую ежедневно тратятся миллионы американских долларов. Но сегодня, повторяюсь, такие варианты кажутся все менее вероятными и возможными. И только и исключительно по вине самого Кремля и жителей его окрестностей.

 

– Как вы оцениваете итоги минской встречи президентов Казахстана, Беларуси, России, Украины и представителей Евросоюза? Что получил Казахстан от этой встречи?

– Я, как, впрочем, многие мои коллеги, тоже считаю, что переговоры лучше, чем война. С точки зрения исторических и культурных связей наиболее правильным может оказаться посредничество не Казахстана в Белоруссии. Казахстан мог бы выступать скорее «теневым участником», ретранслятором некоторых идей и проектов.

 

– А какую реакцию в вашей стране вызывают события на Украине? Что в Казахстане видят во всем происходящем?

– Уверен, что большинство казахов сегодня всем сердцем на стороне независимой Украины, на стороне украинского народа. Есть очень много исторических параллелей, которые сближают казахов с украинцами. Много сказанного и несказанного, что делает борьбу украинского народа близкой и понятной для каждого честно думающего казаха. У нас тоже есть много людей, мысли которых отравлены российским телевизионным контентом. Но каждое враждебное заявление жириновских, каждое недружественное заявление Путина будет рассеивать этот теледурман, и увеличивать количество сторонников Украины, справедливой борьбы братского украинского народа. Казахстану же надо сегодня очень много думать и учиться. В том числе учиться на ошибках Украины. Россия предлагает только имперскую модель. Теперь приходит наша очередь для того, чтобы предложить свое видение, свое понимание совместного взаимовыгодного сосуществования и развития. Пусть это будет тюркский ответ, пусть иной, пусть только двусторонний. И неважно, что именно сегодня эти проекты не заработают. Их время еще придет. Надо честно оценивать свои возможности, надо проводить взвешенный анализ. Но так, чтобы это не сковывало наши мозги и мускулы. По большому счету нашим странам сегодня предстоит сделать две большие вещи: перехитрить время и пространство. А это требует редкого сочетания идеализма и прагматизма. Надеюсь, что и у Казахстана, и у Азербайджана это получится. Мы должны не только помнить о своих общетюркских корнях и смело осмысливать свое общетюркское будущее, но и учиться взаимодействовать на всех уровнях с прицелом на будущее. Такое понимание в наших странах тоже приходит. Хочется надеяться, что у наших наций есть не только история, но еще и то историческое время, которое столь необходимо для реализации задуманного и сокровенного. В конечном итоге надо не только надеяться и верить, но и деятельно помогать своей общей судьбе. Нет ничего предопределенного, заданного раз и навсегда. Мир стремительно меняется, время и пространство сжимаются. Должны меняться и мы, причем меняться в лучшую сторону. 

 

Эмиль Мустафаев

Теги: