Арастун Оруджлу, политолог, директор исследовательского центра «Восток-Запад» в интервью Minval.Az объяснил, почему Азербайджан проголосовал против Украины в ПАСЕ, а также рассказал о том, почему отечественные парламентарии внезапно активизировались в Милли Меджлисе.
— Арастун бей, давайте начнем нашу беседу с самого актуального вопроса. Это, конечно же, голосование Азербайджана в ПАСЕ против поправки, лишающей Россию права голосовать и быть представленной в руководящих органах ПАСЕ. Что вы думаете об этом?
— Голосование в ПАСЕ было очень неудачным. Но совершенно нелепым оказалось заявление, сделанное руководителем азербайджанской делегации в ПАСЕ господином Сеидовым, в поддержку России. Азербайджан – страна, которая в свое время пострадала от сепаратизма, а территориальная целостность страны была нарушена. Причем за всем этим стояла именно та самая Россия, которая сегодня реализовывает аналогичный план в отношении Украине. После такого голосования, безусловно, Азербайджану будет очень трудно добиться поддержки в ПАСЕ в каком-либо вопросе по карабахскому конфликту в свою пользу. Позиция нашей делегации была полностью антиукраинской. Такое решение немотивированно, оно не совсем ясно, и более того, продиктовано, в первую очередь, интересами нашей власти. Одним словом, такое голосование будет иметь не очень-то позитивный результат для нашей страны.
— Наша делегация, кстати, аргументирует свое такое решение двойными стандартами, с которыми, по их мнению, Азербайджан всегда сталкивался. Но при чем тут Украина, которая поддерживала нашу страну в период военных действий в Карабахе в 90-ых годах. В этом году ожидается визит украинского президента Порошенко в Баку. Как Вы думаете, придаст ли данный визит новый импульс отношениям между нашими странами? Как, например, после визита в Баку президента Грузии Саакашвили отношения перешли на новый уровень своего развития. Хотя после революции в Грузии, официальный Баку, казалось, сильно перепугался.
— Азербайджано-украинские отношения в любом случае выйдут на новый уровень после визита президента Порошенко в Баку. Это важно для обеих стран. Украинская сторона, по- моему мнению, отнесется хладнокровно к такому поведению Азербайджана в ПАСЕ. Но при всем этом, к сожалению, думаю, официальный Баку все больше и больше будет склоняться в сторону Москвы, а в итоге страна станет согласовывать свои отношения с третьими странами с Москвой. Мы уже фактически видим признаки этого. Мы видели, как Баку отнесся к международным институтам, фондам, организациям. Это было повторением российской практики, правда, в некоторых случаях Баку переплюнул даже Москву.
Азербайджан превзошел даже Армению во время голосования в ПАСЕ, объясняя это правилами большой политикой. Не думаю, что в Баку кто-то занимается большой политикой. У наших властей самые низменные интересы, которые далеки от большой политики. Их шаги полностью направлены на защиту собственных интересов. Возможно, что отношения с Украиной будут развиваться, но все это будет проходить под патронажем Кремля.
Интересно, что после голосования в ПАСЕ, господин Сеидов уже в Вашингтоне заявил, что приоритетом внешней политики страны является «интеграция в Европу и даже в США». Хотя я не совсем понимаю формулировку «интеграции в США». Думаю, все это является показателем растерянного состояния нашего политического истеблишмента, который пытается применить принцип Соломона «каждый сестре по серьге». Но они не знают, что в политике подобные принципы не срабатывают, особенно в при нынешних реалиях. Такой подход может оказаться контрпродуктивным.
— Армянская пресса пишет, что Россия достигла договоренности с делегациями Азербайджана и Турции по вопросу так называемого «геноцида армян 1915 года». По их мнению, Кремль якобы пообещал отказаться от лоббирования и поддержки «исторического армянского вопроса» в ПАСЕ, взамен получив политическую поддержку из Баку и Анкары. Но интересно, какую Кремль окажет поддержку Анкаре и Баку, если Россия до конца года не будет представлена в ПАСЕ.
— Это одна сторона медали. А с другой стороны, Россия давно признала так называемый «геноцид армян». Я не думаю, что тут могли быть достигнуты какие-то договоренности. Позиция нашей делегации в ПАСЕ обусловлена внешнеполитическим пророссийским курсом.
Более того, мы действительно переплюнули Москву во многих вопросах. Немецкие политические фонды, например, прекратившие деятельность в Азербайджане из-за того, что для них созданы невыносимые правовые условия, продолжают работать в Москве.
— Кстати, когда я в прошлый раз говорил с Вами о визите президента Алиева в Германию, Вы отметили, что, возможно, на него будет оказано давление. Оказался ли продуктивным визит главы государства в Берлин?
— Переговоры велись за закрытыми дверями. Но уже есть косвенные признаки того, что встреча была неудачной, она носила исключительно рабочий характер. По данным нашего аналитического центра «Восток- Запад», ни один немецкий телеканал не показал репортаж о визите Алиева в Берлин, не было показано даже фрагментов из пресс-конференции, причем пресс-конференция была совместной с канцлером Меркель. Кроме того, отсутствуют какие-либо межгосударственные соглашения.
Самое интересно заключается в том, что во время пресс-конференции канцлер Меркель открыто заявила, что Армения и Россия – союзники в карабахском вопросе, однако президент Алиев отметил, что официальный Ереван поддерживается извне, при этом не стал указывать на Россию.
А в Давосе он встретился лишь с Джорджом Соросом. Других встреч не было. Таким образом, все это говорит о том, что отношения между Азербайджаном и Западом переживают свои худшие времена.
— На границе опять неспокойно. Мы слышим о том, как армянская сторона ведет себя агрессивно, а сами проводим крупномасштабные учения. Что происходит, по- вашему мнению, в зоне конфликта?
— Все, о чем вы говорите, носит характер устрашения врага. Скорее всего, путем локальных стычек Азербайджан пытается передать месседж Западу, что геополитическая ситуация в регионе может обостриться в любой момент.
В интервью радиостанции «Голос Америки» ведущий исследователь Совета по внешней политики Америки по Европе и Евразии Е. Вайне Мери сказал, что значение Азербайджана для США в качестве стратегического партнера в значительной мере уменьшилось. Это очень серьезное заявление, требующее внимания. Но в любом случае, в конечном счете, боевые действия между Арменией и Азербайджаном закончатся в пользу России. Потому что на данный момент конфликт развивается по российскому сценарию.
— Впрочем, давайте коснемся внутренней ситуации в Азербайджане. Парламентские выборы не за горами. И мы уже наблюдаем невиданную прежде активность наших некоторых парламентариев на заседаниях Милли Меджлиса. Схватка за мандат уже началась?
— Борьба за мандаты сегодня проявляется не только в поведении ряда депутатов и тех, кто пытается выторговать, или претендует на них. В этой борьбе участвует даже оппозиция. Лояльность к властям убедительно растет. И чем больше лояльных к властям, тем больше у властей выбора, разумеется, конкуренция становится острой. А та активность депутатов, которую мы наблюдаем в парламенте, в прессе – это признаки борьбы между различными группировками внутри власти, правда, пока она не совсем ярко выражается. Но даже те случи, которые нам кажутся очень незначительными — первые признаки начала большой борьбы. Я не хочу быть голословным, поэтому приведу вам один пример. Заключенная Ламия Гулиева родила ребенка в декабре, и вдруг все узнают об этом в январе. Все это сплыло не спонтанно. Очень трудно разобраться в происходящем. Но понятно одно: это борьба не за мандат, а между различными группировками во власти.
Как правило, в нашей политической системе кризисные моменты начинают обнажать все раны. И самая страшная рана для властей – внутренние скрытые язвы. То, что они делили между собой раньше, сейчас этого стало меньше …
— Как власти будут выходить из сложившейся критической ситуации?
— Власти при сохранении отношений с Россией будут стараться влиять на политику Вашингтона через разные лоббистские организации и структуры. Эти попытки не увенчаются успехом, потому что лоббисты могут повлиять на какие-то определенные детали, а не на общую политику. Как я уже сказал, принцип Соломона не будет срабатывать: серьги желает только одна сестра. Традиционные способы, которые неоднократно помогали властям выходить из столь трудных ситуаций, сейчас уже не помогают им. Ситуация очень драматическая.
Во внутренней политике власти не пойдут на реформы и их можно понять. К реформам надо было готовиться: должна была быть подготовлена правовая база, механизмы их реализаций. А мы видим, как в стране игнорируются указы даже главы государства. В сложившейся ситуации власти попали в трудную ситуацию, и выйти из тупика возможно лишь очень смелыми и нетрадиционными решениями. Например, отказаться полностью от монополии, принять срочные меры по либерализации экономики.
Эмиль Мустафаев










