Только через неделю было сообщено о телефонном разговоре с Госсекретарем США; закрытие РадиоАзадлыг после звонка Дж.Керри указывает, по мнению аналитиков, на то, что беседа прошла в наряженной обстановке.
Получена сенсационная информация, которая подтвердила наличие серьезных противоречий между официальным Баку и США. Стало известно, что 21 декабря Госсекретарь США Джон Керри позвонил И.Алиеву.
Самое интересное то, что телефонный звонок и содержание разговора между ними держались в секрете. Ни одна из официальных структур не проинформировала общественность об этом.
О телефонном разговоре Дж.Керри с И.Алиевым сообщил пресс-секретарь Госдепартамента Джефф Радке на брифинге 29 декабря. По словам Джефф Ратке, во время телефонного разговора Госсекретарь поднял вопрос о давлении на гражданское общество.
”После телефонного разговора был проведен обыск в Бакинском офисе РадиоАзадлыг, офис был опечатан, конфисковано имущество радио, сотрудников по непонятным обвинениям насильно доставляли из домов в прокуратуру на допросы. Были допрошены лица, работающие на основе договоров, а также лица, связанные с РадиоАзадлыг.
Во время допроса они не были обеспечены адвокатами, что еще более углубило нашу обеспокоенность. Мы снова призываем официальные лица Азербайджана, выполнять взятые на себя международные обязательства и уважать фундаментальные свободы граждан.
В этом контексте подписанное президентом И.Алиевым распоряжение о помиловании 87 осужденных, в том числе 10 политзаключенных в целом, является правильным шагом.
Мы призываем официальных лиц Азербайджана продолжить освобождение лиц, арестованных за реализацию фундаментальных свобод”.
Отметим, что замгоссекретаря Т.Малиновски недавно предупредил азербайджанские власти о том, двусторонние отношения будут зависеть от тех шагов, которые они предпримут. Однако после этого предупреждения действия официального Баку в отношении США стали еще резче, т.е это возымело обратный эффект.
***
Глава Организации Сотрудничества с NATO С.Акпер прокомментировал “Ени Мусават” причины американо-азербайджанских противоречий и смысл телефонного разговора Дж.Керри с И.Алиевым.
По его словам, для борьбы с Россией Вашингтон стремится договориться во всеми своими союзниками и патрнерами: “С одной стороны, падение цен на нефть, с другой – применение санкций начали давать свои серьезные плоды. США хотят, чтобы
Азербайджан и Турция были с ними вместе, а не наоборот. Россия тоже со своей стороны пытается углубить сотрудничество с Азербайджаном, которое нашими властями одобряется. Это беспокоит Вашингтон, и звонок Дж.Керри проистекает из этого беспокойства. Между Россией и США идет позиционная война. Стороны пытаются определить своих потенциальных союзников и партнеров.
Азербайджан как сопредельная страна с Россией, важна с точки зрения геополитики и геостратегии. В данной ситуации помощь и поддержка Турцией и Азербайджаном России, их сближение, конечно, не может не беспокоить США. Поэтому на власти оказывается давление с тем, чтобы они сохраняли дистанцию с Москвой. Власти же остерегаются его агрессивных действий, и, полагая, что Вашингтон едва ли что-то предпримет против них, сближаются с Кремлем. Звонок Дж.Керри показал, настолько серьезно беспокойство Вашингтона”.
По словам С.Акпера, Вашингтон полагает, что проводимая официальным Баку политика в области демократии и прав человека не отвечает его интересам: “То, что наша общественность узнала об этом терефонном разговоре только через неделю, да и то со слов американской строны, показывает, что власти не были заинтересованы в этом по разным причинам. Поэтому предпочли держать в тайне телефонный звонок Дж.Керри”.
По словам С.Акпера, власти, особенно те ее представители, которые отличаются близостью к России, в нынешних условиях выступают сторонниками тех, кто более сильный и агрессивный в отношении региона. Но нельзя забывать, что в 2015 г. ситуация может измениться:
“В предстоящем году в постсоветском пространстве ожидаются определенные военно-политические изменения. Углубление социально-экономического кризиса в России не позволит ей вести агрессивную политику. Это своеобразный «Афганский синдром» – если афганская война стала концом мощного СССР, то украинская война дала толчок к ослаблению и возможном падению путинской России. Поэтому скоро мы станем свидетелями кардинального изменения политики официального Баку”.