«Сейчас уже никто не найдёт концов в этой трагедии, которую многие даже не знают, как назвать, то ли провокацией, то ли реакцией азербайджанских пограничников. И это, к сожалению, естественный ход событий, так как ещё совсем недавно в Сочи президенты Путин, Алиев и Саргсян собирались на переговоры вместе, чтобы этого не произошло. Причем собирались они не просто так, а тоже: после трагедии на границе, гибели целой группы военнослужащих. Но раз никаких выводов из той, предыдущей, трагедии сделано не было, то поэтому всё пошло своим путём».
Такое мнение в беседе с корреспондентом Minval.az высказал политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук, комментируя вчерашний инцидент со сбитым над линией соприкосновения войск армянским боевым вертолетом.
По его словам, если говорить об адекватной или неадекватной реакции пограничников, то до сих пор нет ответа, например, на такой простой вопрос: а надо ли было в 1986 году советским военным сбивать самолёт Матиаса Руста, который сел на Красной площади, и с которого, по сути, поползла «перестройка»? Поэтому, по мнению эксперта, проблемы такого рода надо решать заранее, когда они ещё поддаются какому-то разрешению.
Касаясь возможности эскалации конфликта в Карабахе после вчерашнего инцидента, эксперт отметил, по итогу дальнейшего затягивания разрешения карабахской проблемы во всех грехах будет обвинена сама Россия.
Одна половина наблюдателей, по его мнению, будет обвинять её в том, что она «вооружает Азербайджан», другая половина – в том, что она «вооружает Армению», а сам конфликт будет развиваться по сценарию США, которые всегда, и неизменно, встраиваются в подобные геополитические сюжеты.
«В отличие от жителей Донбасса, жители Карабаха могут рассчитывать на прямую помощь Запада. А чтобы этого не произошло, если такая перспектива кому-то не нравится – так надо действовать. Что мешает трём президентам прямо сегодня собраться вместе и хоть что-то, наконец, сказать конкретное?»,- риторически вопросил политолог. –
Поэтому проблема только в нас, а не в Западе, который до сих пор терпеливо ждёт в стороне. Пока мы сами не поубиваем друг друга. Кстати, имейте в виду, что в 2014 году на бывших советских просторах появилась новая пара непримиримых народов-врагов: украинцы-россияне. На смену непримиримой паре армяне-азербайджанцы. Это подтверждает мой тезис о том, что мы сами уничтожим себя».
Отвечая на вопрос о том, почему армянская сторона проводила учения в Агдаме, который никогда не имел отношения к НКАО, аналитик сказал, что здесь уже давно никто не шифруется.
Он считает, что Армении надо было с самого начала вести более тонкую тактику в том плане, что она не имеет никакого структурного, тем более военно-политического отношения ни к Карабаху, ни к прилегающим районам, включая Агдам. Но сейчас вложить такое мнение, об отстранённости Еревана, в головы наблюдателей абсолютно невозможно, добавил Г.Трофимчук.
«Поэтому если даже в самом Карабахе и на соседних территориях действительно нет никаких армянских войск, в это уже никто не поверит. Да и по итогу инцидента Ереван сделал вполне чёткие заявления, показывающие, что он позиционирует себя стороной конфликта. Армянская армия может проводить учения в Агдаме по одной простой причине: потому, что там нет армии азербайджанской. Районы, не относящиеся к НКАО, но и не находящиеся под контролем Азербайджана – зона особых интересов Армении, так как они составляют тот самый пояс безопасности вокруг Карабаха. Поэтому без присмотра какой-то армии они находиться не могут»,- резюмировал Г.Трофимчук.
Эмиль Мустафаев









