Пожалуй, самым активным кандидатом в президенты Украины за месяц до выборов выглядел Олег Ляшко, лидер Радикальной партии Украины. Более того, он стал неожиданностью внеочередных выборов президента Украины, заняв третье место в избирательной гонке. Он избивал коллег по парламенту, на трибуне Рады ел украинскую землю, людей арестовывал с использованием наручников. Он является активным борцом с «зелеными человечками», а пойманных террористов катает в багажнике. Лидер Радикальной партии рассказал нашему корреспонденту, открывает ли возможности евроинтеграции Азербайджана то, что Украина и Грузия в скором времени подпишут соглашения об Ассоциации с ЕС и, что он намерен делать, если новоизбранный президент будет продолжать непрозрачную и коррупционную политику своих предшественников.
— Олег Валерьевич, многие считают, что Майдан сделал президентские выборы в Украине честнее. Но, тем не менее, бытует мнение, что, если новый президент не предпримет результативных мер, то возможно повторение революционных событий. Какие первоочередные шаги необходимо предпринять новому главе государства для выхода из кризисной ситуации Украины?
— Сейчас перед новым Президентом Украины стоят сложнейшие задачи — ликвидировать террористическую угрозу и обеспечить целостность и единство страны. Страна находится в затяжном системном кризисе — нужны радикальные реформы во всех сферах, начиная от экономики, местного самоуправления и заканчивая образованием и культурой.
Первый шаг Президента как Главнокомандующего (согласно Конституции Украины Президент им является) — скорейший аудит деятельности силового блока, при необходимости — усиление или изменение его кадрового состава. Успешно и быстро завершить АТО. Если надо — введение военного положения в Донецкой и Луганской областях. Нечего церемониться с вооруженными террористами, которые убивают и грабят людей: кто не сдается — должен быть уничтожен.
Второе — радикальная и решительная борьба с “пятой колонной” внутри страны. Уверен, что все вредители у власти, в первую очередь, коммунисты и регионалы должны быть привлечены к ответственности, а их политические силы запрещены на законодательном уровне. Эти люди открыто выступили с поддержкой бандитов, помогали им запугивать мирное население, убивать наших военных. Никакого прощения этим подонкам быть не может в принципе.
Третье — поголовная люстрация чиновников всех уровней и максимальное упрощение всех административных процедур. Вы посмотрите, что сейчас происходит? Гидра коррупции и взяточничества вновь поднимает голову. Снова слышим о поборах в детсадах, школах, ГАИ, ЖЭКах и т.д. Лозунг, с которым новоизбранный президент шел на выборы, надо воплощать в жизнь с первых дней каденции. Отложим на потом — получим новый Майдан.
Четвертое — интенсифицировать движение Украины в ЕС и НАТО. Сейчас мы имеем колоссальную поддержку наших партнеров, и мы должны сделать все возможное, чтобы Украина стала частью общего экономического, культурного и безопасного европейского пространства.
Но если новоизбранный Президент будет продолжать непрозрачную и коррупционную политику своих предшественников — я первым перейду к нему в оппозицию. Вилы у меня всегда под рукой! (смеется).
Главное, что должен осознать каждый чиновник — от Президента до председателя сельсовета — страна изменилась, и люди больше не будут терпеть произвол, коррупцию и ложь чиновников. Снова выйдут на улицы и вынесут мерзавцев на вилах. Об этом должен помнить каждый, кто добрался до кресла. Власть — это не привилегия и льготы, власть — это тяжелые обязанности.
— У многих возникает вопрос: почему новые власти действовали так нерешительно в наиболее ключевые моменты? Аргументировали тем, что не желали кровопролития — мол, российская армия превосходила украинскую. Но ведь чеченцы в свое время также понимали, что армия врага имеет больше преимуществ. Какие, на ваш взгляд, ошибки были допущены Майданом и новыми властями?
— Майдан — это был народный протест против тоталитарного режима Януковича и Ко. Украинцев годами доводили “до ручки”. Коррупция, которая прошла насквозь через всю вертикаль власти. Суды, где нельзя добиться справедливости, правоохранительные органы, открывающие и закрывающие дела только за деньги. Так что ошибкой было то, что такому, как Янукович, дали власть в руки. А когда увидели, что он эту власть обернул против собственного народа, то люди вышли на Майдан.
Что касается новой власти, конечно, без просчетов и промахов не обошлось. Без боя сдали Крым, упустили момент, когда ситуацию в Донецкой и Луганской областях можно было быстрее локализировать. Действовать нужно было решительней. Никаких переговоров с сепаратистами и террористами. АТО надо было начать ранее. К сожалению, много времени было упущено. Но не надо забывать, в каких сложных условиях пребывала новая власть, сколько коррумпированных чиновников на всех уровнях надо было люстрировать, чтобы добиться хоть каких-то результатов.
Государство в целом, армия, милиция и спецслужбы не были готовы к такому развитию событий, не были готовы к новому формату войны. Войны неоглашенной, без четких линий фронта. Войны, где террористы прикрываются женщинами и детьми.
— Как, по-вашему, откажется ли президент России от планов дестабилизации Украины после выборов? Каким теперь будет его план? Оставит ли он в покое Украину?
— Надо быть наивным, чтобы надеяться на то, что Путин оставит Украину в покое. Части целей он добился — дестабилизации ситуации на востоке Украины. Увы, новой власти еще не один год придется расхлебывать “дружественные” действия северо-восточного соседа. Думаю, после провала плана по созданию так называемой “Новороссии” (на основе южных и восточных областей Украины), а также последствий экономических санкций, Путин решил взять паузу.
Наша задача — не дать Путину ни малейшего шанса.
— Считаете ли вы, что спустя время, Украине удастся завязать с Россией дружественные отношения, или при Путине это будет невозможным?
— Дружеские отношения с Россией, безусловно, надо налаживать. Нельзя жить в войне со своим ближайшим соседом. Нас слишком много связывает: общая история, общие семьи, экономика и культура. Однако до тех пор, пока Кремль будет строить неоимперские планы относительно Украины и не вернет Крым, о дружественных отношениях не может быть и речи.
Но диалог с россиянами вести можно и нужно. В первую очередь, с теми, кто умеет критически мыслить и незомбирован официальной тотальной пропагандой.
— Как необходимо урегулировать конфликт на Донбассе?
— На данный момент надо продолжать зачистку этих регионов от вооруженных до зубов Россией сепаратистов и террористов. Никаких переговоров и поблажек. В то же время о стратегических успехах АТО рано говорить. Хотя точечные операции последних дней вселяют надежду на скорейшее урегулирование ситуации на Востоке.
Однако очень много вопросов по высшему политическому руководству и общей стратегии, а также к конкретным руководителям подразделений. То, что украинскую армию разваливали последние несколько лет целенаправленно и цинично, это факт. Но это не нивелирует понятие чести, достоинства и личного профессионализма руководителей операции и командования среднего звена. Когда украинская армия понесла наибольшие потери? По сути, не в прямом бою, а при нападении из засад… Почему? Потому что высшее военное руководство до конца не осознавало, что на Востоке, фактически, идет необъявленная война. Не объявил нам ее ближайший сосед во главе с диктатором Путиным.
Мы сейчас являемся свидетелями трагических событий на востоке страны: гибнут люди, рушатся судьбы. Надо как можно скорее вернуть мир в эти регионы, а военных — в их семьи.
— Азербайджан, Армения (карабахский конфликт), Грузия (ЮА, Абхазия), Молдова (приднестровский конфликт), а теперь Украина (крымский конфликт) повисли на крючке у Кремля. Каким путем придется возвращать Крым, и как долго этот процесс может затянуться?
— Во-первых, мы должны изменить нашу Украину, жизнь украинцев в ней. Так, чтобы выбить из рук Владимира Путина единственный козырь, который он использует, чтобы якобы заручиться поддержкой крымчан — с Россией якобы жизнь «станет лучше «. Аннексия Крыма стала возможной благодаря ситуации, которая была в то время в Украине. Предыдущая власть приложила руку и к грабежу жемчужины Юга Украины — Крыма. Поэтому популистская риторика российской пропаганды упала в подготовленную почву. Сейчас, конечно, мы сделаем все возможные политические шаги для возвращения Крыма, в том числе с привлечением международных рычагов. Если Украина будет расцветать на глазах всего мира, то и крымчане скажут: «Спасибо, Россия нам не нужна, мы выбираем Украину «.
Мы за 23 годы привыкли к определенному стилю жизни, в том числе к тому, что можно свободно высказывать свои мысли. В России это не так, там просто так не помитингуешь. Крымчане уже обжигаются новой реальностью, начиная от роста цен и заканчивая налогом на сдачу жилья.
Я реалист и понимаю, что процесс возвращения будет продолжаться не один год. Мы сможем вернуть Крым, когда падет режим Путина.
— Как Вы прокомментируете то, что Азербайджан проголосовал за принятие резолюции Генассамблеи ООН, признавшей территориальную целостность Украины, и не признавшей правомерным референдум в Крыму, тогда как Армения проголосовала против принятия этой резолюции, поддержав действия России?
— Мы очень благодарны народу Азербайджана за поддержку в тяжелую минуту. И благодарны Ильхаму Алиеву, что он во время своих зарубежных поездок часто озвучивал заявления в поддержку территориальной целостности Украины. К сожалению, власти некоторых стран в силу конъюнктурных обстоятельств не смогли сами определиться в выборе своей позиции. И мы понимаем, почему это происходит.
— Кстати, открывает ли возможности евроинтеграции Азербайджана то, что Украина и Грузия в скором времени подпишут соглашения об Ассоциации с ЕС?
— В первую очередь, все зависит от воли и выбора народа Азербайджана. Нужно всегда отстаивать права и свободы своего народа и страны для улучшения показателей жизни каждого человека.
Несомненно, что если Украина и Грузия подпишут соглашения про ассоциацию, то перед вашей страной будет готовый пример и понимание как нужно действовать, не совершая наших ошибок.
— Как известно, Россия путем карабахского конфликта временами давит на Азербайджан. Президент Алиев пытается лавировать между Западом и Россией. При этом российскому давлению подвергались все страны-участницы ГУАМ. Не кажется ли вам, что, реанимировав эту организацию, все эти страны могли бы коллективным образом противостоять российскому давлению? Ведь опыт показал, что бороться, противостоять российскому давлению по одиночке не дает результатов.
— Последние события в Украине показали — Россия, намереваясь возродить былую могущественность, пошла по наиболее кровавому пути — аннексии сопредельных территорий и развязыванию локальных конфликтов. Укрывание беглых диктаторов, убийц на своей территории, финансирование террористов — лишнее тому подтверждение. Война псевдопатриотизма по итогу этих действий среди зомбированных пропагандой местных жителей в России — слабое утешение. Россия стремительно летит в пропасть экономической и политической изоляции.
“Гоп-политику” такого рода, возможно, нивелировать дипломатическим путем — созданием региональных и международных союзов, диалогом со здоровыми силами российского общества.
Мы должны использовать любые дипломатические возможности, любые форматы сотрудничества для объединения усилий наших стран. Поэтому и ГУАМ, и другие политико-экономические союзы должны развиваться в качестве противовеса съехавшему с катушек Путину. Только совместно мы сможем предложить правильную альтернативу “русскому миру”. Обеспечить мир и процветание граждан наших стран. Таким образом, мы сможем показать жителям России, что есть мир, спокойствие и достаток за возрождаемым Путиным “железным занавесом.”
— Постсоветские страны были очень схожи до известных событий в Грузии и в Украине. В Азербайджане, как и в остальных бывших советских республиках, власть авторитарна. Накануне посол США в Азербайджане Ричард Морнингстар заявил, что Майдан может случиться и в Баку. Как по-вашему, необходим ли Майдан, чтобы ситуация в тех или иных странах постсоветского пространства изменилась к лучшему?
— Майдан — это проявление национального духа страны, это голос народа. Если в стране соответствующая ситуация, если власть не хочет слышать людей — Майдана не избежать. И если люди этих постсоветских стран по- настоящему захотят изменить, сделать лучшей свою жизнь — они сделают это. Не смотря ни на что.
Пусть это будет называться не Майдан, пусть это будут не массовые протесты на улицах, а в каких-то других формах. Суть одна — желание людей гордиться своей страной и сделать ее лучше.
Эмиль Мустафаев (Киев)