На этой неделе география акций протеста на Украине стала расширяться. Плюс после определенного затишья протесты в Киеве приняли иной оборот. Говорят, что происходящее сегодня в братской Украине — это новый этап Евромайдана. Но тем временем протестующие против политики властей активно захватывают здания администраций в западных и центральных областях. Однако, в центре Киева пока наблюдается относительное спокойствие.
Вчера протестующим удалось захватить здания областных администраций во Львове, Ивано-Франковске, Хмельницком, Тернополе, Ровно и Черкассах, а сегодня сторонники оппозиции пошли на штурм обладминистрации в Черновцах. О путях выхода из сложившегося политического кризиса Minval.az поговорил с украинским политическим аналитиком, публицистом, блогером Алексеем Блюминовым.
-Начну наше интервью вот с какого вопроса: что такое Майдан?
— Майдан для украинцев — это в первую очередь смена прежнего целеполагания государства. Тот украинский государственный проект, который являлся правопреемником УССР, сегодня уже фактически мертв. Нужно лишь, чтобы кто-то взял на себя смелость подписать свидетельство о смерти. Государство нужно пересоздавать на совсем иных принципах.
— Согласны ли вы с утверждением, что в Украине политическое противостояние достигло пика?
— Совместными усилиями всех заинтересованных сторон, ситуацию в Украине довели до той точки, когда мирное урегулирование выглядело бы чудом. Инициатива перешла от лидеров парламентской оппозиции к протестной «улице». По сути мы наблюдаем разрастание политической энтропии в государстве. Люди в регионах штурмуют местные администрации и понуждают губернаторов к отставкам. Из фракции правящей партии в парламенте начинают выходить депутаты. Этот процесс пока еще не массовый, но уже указывает на то направление, в котором будет двигаться ситуация в ближайшие дни.
— А какой возможен выход из сложившейся ситуации? Какие действия должна предпринять власть и оппозиция для предотвращения развития такого сценария?
— Выходом из сложившейся ситуации может быть немедленное объявление политическим крылом Майдана новой власти, переподчинение ей местных советов и силовиков в областях, лояльных к оппозиции и обращение к США и ЕС за признанием и поддержкой. Запад медлит с санкциями в отношении Януковича лишь потому, что понимает: Янукович пока единственный кто контролирует ситуацию от сползания к хаосу и киргизскому варианту с погромами. Лидерам оппозиции восставшие уже не доверяют. Пока что такой-сякой авторитет в массах сохраняет Виталий Кличко, но с каждым днем промедления он теряет этот кредит доверия. Майдану нужен лидер, который бы принял ответственность на себя, мог гарантировать контроль над ситуацией в стране и говорить с Западом от имени новой власти. Чтобы трансфер власти произошел относительно мирно.
— То что премьера Азарова не пустили в Давос- это результат первых санкций в отношении Украины?
— У власти есть на размышления один день и на действия еще пара дней. Последнее назначение Андрея Клюева главой президентской администрации- это жест отчаяния со стороны Януковича. Клюев- известный сторонник жесткой линии во власти, главный ее «ястреб», ответственный за разгон Майдана 30 ноября. Он человек решительный и его задача сейчас- протестировать силовые структуры на готовность подавить бунт. Тут есть проблемы. Поступают сигналы об увольнениях бойцов спецподразделений на Западе страны. Если пара милицейских главков выйдет из подчинения, то силовая вертикаль посыплется, так как предательство части коллег деморализует оставшихся и уменьшит их готовность защищать режим до конца. Я не уверен в реальности введения чрезвычайного положения. Точнее, объявить его можно, но вот реально обеспечить- вопрос. Может получиться как с ГКЧП. Запад катастрофически запаздывает с реакцией. Переговорщики от ЕС и США собираются в Украину на следующей неделе, но похоже не осознают, что все висит на волоске и к тому времени контроль над ситуацией может быть утерян как властью так и оппозицией.
— Как вы думаете, может ли президент Янукович повторить судьбу Каддафи, как об этом говорил Кличко? Грозит ли ему что-то?
— Янукович добровольно не уйдет. Без крови не уйдет. Это понимают все. Именно поэтому так высоки ставки. Случиться может все, что угодно. Градус ненависти к нему лично в обществе столь высок, как ни к одному из его предшественников. И это осложняет возможности мирного отхода с гарантиями. Никто не может поручиться за то, что лишившись власти он сохранит жизнь. Не знаю, как вариант с Каддафи, но вариант с Мубараком и Мурси в случае поражения для него реален как никогда.
Эмиль Мустафаев









