В российском МИДе статс-секретарь, заместитель министра иностранных дел РФ Григорий Карасин курирует вопросы двусторонних отношений с государствами СНГ, а также работу с соотечественниками за рубежом. На «Деловом завтраке» в РГ он говорил об использовании «мягкой силы», о непростых российско-украинских отношениях и многом другом. Один из вопросов была такая:
-По государствам СНГ прокатилась волна «цветных революций». На ваш взгляд, этот процесс закончился? И стоит ли опасаться исламизации государств Средней Азии?
-Григорий Карасин: Важный вопрос, который заботит не только нас, но и политическую элиту наших соседей, в т.ч. Центральной Азии и Кавказа.
«Арабская весна» ни в одном случае не привела к качественным позитивным изменениям. Если мы проанализируем события, то она в основном ведет к хаосу, беспорядкам, к смене отдельных политических группировок на другие, с непонятным, порой опасным продолжением. Время показало, что ни одна «цветная революция» не привела к повышению благосостояния народов тех стран, где они произошли. За эйфорией от смены власти следует «тяжелое похмелье», и новое руководство сталкивается со старыми проблемами, которые нельзя решить одномоментно, по мановению волшебной палочки. Мы видим это в Египте. Египет — это, к слову, классика того, что может произойти.
Почему все озабочены «арабской весной» или тем, что называется «арабской весной»? Потому что не все политические лидеры понимают, что общество в их странах становится новым. Оно становится более требовательным. По лекалам 70-80-90-х годов к обществу уже нельзя подходить.
Появляются социальные группы, в основном молодежи, которые при отсутствии так называемых социальных лифтов и того, что мы вкладываем в понятие справедливость, начинают откликаться на разного рода провокационные призывы. Современная политика делает элиты более ответственными. Если вы попробуете крышкой накрыть любое общество, со временем крышку сорвет. Примеры этого ежедневно на телеэкране.
Все, что происходит на Ближнем Востоке и в Северной Африке, ставит перед лидерами Центральной Азии и Кавказа вопрос: как дальше развивать свое собственное общество, как делать его более эластичным и динамичным?
Что касается «исламизации», то такая угроза существует. Понятно, неполитизированные функции духовного воспитания сами по себе не могут являться предметом озабоченности. Угрозы поступают тогда, когда под религиозными лозунгами ведется «промывка мозгов», подготовка экстремистов, работа по подрыву конституционного строя и разжиганию межконфессиональной и межрелигиозной вражды. Под таким углом мы наблюдаем процесс проникновения в ЦА исламистских деятелей, практикующих терроризм в политических целях. Мы боимся не ислама. Все выступают за развитие современного ислама, хотят быть спокойными, что его не подчинят себе экстремисты.
Исламский радикализм несет с собой нестабильность и потрясения. Россия, как известно, страна многоконфессиональная. Мы воспитаны на правилах толерантности, уважительного отношения ко всем религиям.
Россия всегда была способна «плюсовать», перенимать опыт, впитывать. У нее, видимо, такая миссия — спокойно относиться к различным укладам, беречь межконфессиональный мир. И во многом нам это удается.









