Президент США Дональд Трамп, как уже рассказывал Minval, направил поздравление Ильхаму Алиеву по случаю праздника Новруз. Нынешний хозяин Белого дома подчеркнул ценность дружбы Азербайджана с Израилем, поддержал усилия по установлению мира в регионе, выразил готовность к дальнейшему сотрудничеству и подтвердил неизменную поддержку США суверенитету и территориальной целостности Азербайджана. Кроме того, в письме указывается: «По мере того, как наши страны продолжают двигаться к новым успехам, я с нетерпением жду возможности работать с вами. Соединённые Штаты остаются твёрдым сторонником суверенитета, независимости и территориальной целостности Азербайджана».
Как отмечают эксперты, такого рода поздравительные послания — это особый «жанр» большой дипломатии. С одной стороны, это часть обязательного протокола. Но, с другой — здесь каждый штрих и намёк несёт огромную смысловую нагрузку. И здесь даже беглый анализ не оставляет сомнений: поздравления Трампа выходят за рамки обычной дипломатической вежливости. И это не только упоминание дружбы Азербайджана с Израилем. Куда важнее другое.
Здесь, возможно, необходимо напомнить слова президента Азербайджана на международном форуме ADA «К новому мировому порядку»: «…Во времена администрации Байдена-Блинкена отношения между Соединёнными Штатами и Азербайджаном можно охарактеризовать как отношения в кризисе. И причиной этого были не мы. Мы всегда хотели иметь хорошие отношения с Соединёнными Штатами, которые являются сильнейшей страной в мире. Это произошло из-за антиазербайджанской политики Госдепартамента под руководством господина Блинкена и многих фигур в администрации президента Байдена, настроенных против Азербайджана». Ильхам Алиев перечислил и конкретные шаги: «реанимация» 907-й поправки, встреча в Брюсселе 5 апреля 2024 года с участием госсекретаря США Блинкена и главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, наконец — подписание декларации о стратегическом партнёрстве с Арменией уже под занавес пребывания Байдена в Белом доме.
В Баку неоднократно давали понять, что ответственность за охлаждение отношений с Вашингтоном несёт именно команда Байдена и что в Азербайджане хотели бы восстановить прежний уровень отношений. И вот теперь от США, по всей видимости, получен ответный сигнал. Восстановить отношения хотели бы, по всей видимости, и в Вашингтоне. Тем более что сфер для сотрудничества и «точек соприкосновения» предостаточно.
Об этом говорилось уже неоднократно, но, тем не менее, напомним: совсем недавно в Баку прошло очередное заседание Консультативного совета «Южного газового коридора» с участием представителей США, и в Вашингтоне вряд ли заблуждаются, какую роль играет Азербайджан в энергетической безопасности Европы.
Именно отсюда проходит и единственный, не контролируемый ни Россией, ни Ираном, путь в Центральную Азию, где разворачивается нешуточный геополитический шторм — да ещё и при явном участии Китая. Что уж точно не упустят из внимания на берегах реки Потомак.
На фоне растущей напряжённости вокруг ИРИ есть ещё одно, хоть и не афишируемое сегодня, обстоятельство: у Азербайджана уникальные возможности влияния в Иране при помощи «мягкой силы», прежде всего за счёт «тюркского фактора».
Наконец, уже в последние недели намечается ещё один, причём весьма деликатный, вектор сотрудничества — расследование деятельности USAID, которое ведёт Генпрокуратура Азербайджана. В США идёт своё расследование, и азербайджанская информация может заинтересовать Вашингтон.
Но, возможно, главное обстоятельство обозначил президент Ильхам Алиев: «В том, что касается американских национальных интересов — это я могу сказать вполне авторитетно — прочные отношения с Азербайджаном очень важны для этого региона. Потому что Азербайджан является ведущей страной на Южном Кавказе. Азербайджан, как часть Глобального Юга, с сильной позицией в Движении неприсоединения, где мы успешно председательствовали четыре года, с прочными связями с регионом Центральной Азии, что мы уже обсуждали, с возможностями, экономическим потенциалом, энергетическими ресурсами и с армией, которая продемонстрировала свою силу на поле боя, а не на парадах, и со всеми остальными политическими связями, может быть очень важным партнёром для Соединённых Штатов».
И, похоже, в Вашингтоне растёт число тех, кто приходит к такому же выводу.