Следует признать, что факт участия президента Польши Анджея Дуды в бинокльном шоу на армяно-азербайджанской границе — сам по себе нелицеприятный, и реакция азербайджанской стороны вполне понятна, логична и ожидаема. Как отмечалось в заявлении МИД Азербайджана, эти действия президента Польши состоялись вопреки предварительным попыткам азербайджанской стороны предотвратить его участие в «шоу с биноклями».
То есть это не рядовое событие и потому заслуживает внимания. Формальная сторона посещения президентом Польши границы с Азербайджаном заключалась в том, что представитель Польши является заместителем руководителя наблюдательной миссии ЕС на армяно-азербайджанской границе. Но даже если президент Польши решил просто посетить своего «земляка» на границе, он мог бы довольствоваться встречей, даже сфотографироваться с ним и другими членами наблюдательной миссии, но не брать в руки бинокль и непонятно что высматривать на азербайджанской стороне границы. Поэтому, вне всякого сомнения, в действиях польского президента просматривается некий демарш. Состоит он в демонстрации руководством Европейского союза безоговорочной поддержки Армении, выражающейся во многих действиях ЕС против Азербайджана.
Главное слово в этом предложении — «безоговорочной». Обратите внимание: ни одно правительство Европейского союза, ни одно ведущее медиа этих стран не раскритиковали неучастие Армении в саммите COP29 в Баку. Наоборот, нападкам подвергался Азербайджан за отказ выпустить из-под стражи руководителей сепаратистов. Несколько стран-членов ЕС предоставляют Армении военную помощь. Конечно, каждая страна имеет право на защиту, и каждая страна и союз государств могут осуществлять военные поставки другим государствам. Но проблема в том, что такая позиция ЕС и отдельных её членов делает Армению несговорчивой, отдаляет заключение мирного соглашения и установление долгосрочного мира между двумя народами.
Если бы эта военно-политическая поддержка Армении осуществлялась параллельно с нажимом на Ереван заключить мир с Баку на предложенных нашей страной условиях, это была бы «оговоренная» поддержка. Наоборот, «шоу с биноклем» президента Польши означает, что продолжается давление на Азербайджан заключить мир с Арменией на «армянских» условиях, то есть без ликвидации Минской группы, без отказа армянского общества от идеи реваншизма и агрессии против Азербайджана, без беспрепятственного сообщения между Нахчываном и основной частью Азербайджана.
Теперь о роли и месте Европейского союза и самого президента Дуды. Как хорошо известно, Дуда является практикующим католиком, и здесь уместно вспомнить недавнюю встречу премьер-министра Пашиняна с Римским папой. Дуда в хороших отношениях с президентом Трампом ещё со времени первой каденции последнего. На фоне трёх гораздо более серьёзных вызовов для будущей администрации Трампа — войны в Украине, на Ближнем Востоке и противостояния с Китайской Народной Республикой — у Трампа и его нового окружения может сложиться иллюзия возможности быстрого разрешения, по их мнению, более лёгкого армяно-азербайджанского конфликта.
Как мне кажется, эта иллюзия быстро развеется. Азербайджан сейчас находится в гораздо более выгодной геополитической и региональной ситуации, чем в течение всего периода 30-летней оккупации Карабаха и до 44-дневной войны. То есть шансы «прогнуть» Азербайджан близки к нулю. Но попытки, как мы видим, делались и будут делаться.
Теперь о том, какие ресурсы есть у Азербайджана для противостояния этим нажимам.
Во-первых, — и это самое главное, — военно-экономический потенциал Азербайджана. Мы не нуждаемся ни в посторонней финансовой поддержке, ни в бесплатных военных поставках, как Армения. Армения же не представляет для Запада геополитический интерес, сравнимый со значением Украины, поэтому Армении не будет оказываться помощь в размере, достаточном для создания военного паритета с Азербайджаном. Экономика большинства западных стран переживает не лучшие времена, привыкшие к высокому уровню жизни европейцы оказывают давление на своих политиков, средств на помощь другим странам не хватает. То есть не удастся военными поставками Армении заставить Азербайджан согласиться на мир на «армянских» условиях.
Во-вторых, шансы расколоть азербайджанское общество изнутри тоже обречены на неудачу. Как показал опыт 44-дневной войны, все слои азербайджанского общества, включая оппозиционные партии и экспертное сообщество, поддерживают действия властей в части, касающейся суверенитета страны и противодействия армянскому реваншизму и агрессии.
Но есть и третий, не очень видимый сегодня, но имеющий потенциал ресурс. Дуда, как и Трамп, является представителем «консервативных» сил Запада, которые, как показали президентские выборы в Румынии, скорее всего, будут играть всё более значимую роль в геополитических подходах западных стран. Поэтому, если с одной стороны западные консерваторы близки к церкви и разделяют её стереотипы в отношении мусульман, с другой стороны, с точки зрения базовых принципов мироустройства, таких как святость семьи, отношения между полами, те же самые «Десять заповедей», есть много общего между представителями этих двух авраамических религий.
Не стоит сбрасывать со счетов значение, силу и мощь третьей авраамической религии, а именно иудаизма, с очень влиятельным израильским лобби в США, которое играло и будет играть важную роль во всей геополитике в обозримом будущем. Дуда, несмотря на то что его тесть является известным в Польше писателем и этническим евреем, своими указами о денонсировании ответственности Польши за Холокост уже вызвал недовольство израильского лобби в США, которое, наоборот, поддерживает Азербайджан.
И последнее: Азербайджан географически занимает важное положение по линиям «Север-Юг» и «Восток-Запад», с которым вынуждены считаться гораздо более крупные страны. Например, Франция, снабжающая себя электроэнергией в основном за счёт атомных электростанций, на фоне уменьшения поставок урана из своих заморских территорий вынуждена считаться с Азербайджаном, потому что на фоне агрессии России против Украины и антииранских санкций поставки из Казахстана и Узбекистана возможны только через Азербайджан. Перевозка радиоактивных веществ авиацией запрещена международным правом. Развивающаяся экономика Польши проявляет интерес к участию и в восстановительных работах в Карабахе.
Суммируя, хочу подчеркнуть, что, во-первых, не Азербайджан виноват в нынешнем «недоразумении» между Польшей и Азербайджаном, и все наши действия — лишь реакция самозащиты, они адекватны, без перехода «красных линий», что важно в международных отношениях. Отказ Польши в будущем от подобных шагов вызовет незамедлительное изменение позиции Азербайджана. Во-вторых, у Азербайджана есть и экономические, и военно-политические ресурсы для отстаивания своих интересов.