В Минск стягивают армию и внутренние войска — такое драматичное сообщение появилось в информационном пространстве 30 июля. На улицах белорусской столицы замечена бронетехника. Вряд ли это перестраховка или повод для очередных алармистских воплей о «подавлении демократии»: накануне намеченных на 9 августа президентских выборов доселе тихая, спокойная и стабильная Беларусь оказалась на пороге террористического мятежа. Накануне, 29 июля, стало известно об аресте в Минске 32 граждан России, оказавшихся бывшими силовиками, а сегодня — боевиками печально известной ЧВК «Вагнер». Задержанные, которым предъявлено обвинение в подготовке терактов, уже дают показания. И как отмечают официальные источники в Минске, на территории страны может находиться еще около двух сотен «неустановленных» вагнеровцев. Беларусь усиливает меры безопасности на границе с РФ, где прежде режим был весьма и весьма либеральным. Наконец, президент Беларуси Александр Лукашенко, комментируя реакцию российской стороны, заявил: «Они уже, оправдываясь, говорят, что чуть ли не мы их сами сюда завезли. Ясно, надо же как-то оправдать свои грязные намерения. Поэтому очень просил бы, чтобы в этой ситуации и с этим фактом было все предельно откровенно и честно. Если это российские граждане (а я так понимаю, их допросили), значит, надо обратиться немедленно в соответствующие структуры Российской Федерации, чтобы они объяснили, что происходит».
И вот этот вопрос: что происходит? — интересует сегодня многих. В том числе и в Азербайджане — с учетом уровня сотрудничества Баку и Минска, в том числе и в военной сфере.
Но вот «приятного во всех отношениях» ответа на этот вопрос, к сожалению, нет. Слишком многое указывает на то, что Беларусь, «единственный союзник России» на западном направлении, член ОДКБ и ЕАЭС, столкнулась с попыткой инспирирования на своей территории террористического мятежа. И трудно представить себе, что арестованные «вагнеровцы» работали при этом на Республику Вануату. Тем более что среди арестованных, чьи имена Беларусь уже раскрыла, оказались известные персонажи с опытом соучастия в агрессии против Украины на Донбассе. Тут же оперативно появилась версия, будто бы «вагнеровцы» использовали Беларусь для «транзита». Но, во-первых, в этом случае должны были быть заключены договоренности с белорусскими спецслужбами, но, как было заявлено на заседании Совбеза, ничего подобного сделано не было. Во-вторых, добавим от себя: куда чаще для такого транзита используется Армения, где зарегистрированы обслуживающие интересы «кремлевского повара» Пригожина авиакомпании. И самое главное, слишком уж показательным оказался фон.
Напомним: на 9 августа в Беларуси намечены президентские выборы. Как того и следовало ожидать, многие западные СМИ и НПО уже тиражируют обвинения в адрес Александра Лукашенко в «ущемлении демократии» и едва ли не в открытую оказывают поддержку его соперникам, хватает, особенно на уровне «сетевой аналитики», и обещаний «майдана», но уже в Минске.
Только вот есть некоторые странности. «Альтернативные кандидаты», которым положено было быть прозападными и которые как бы даже играли на проевропейской риторике, при внимательном рассмотрении оказались, скажем так, «с начинкой». Или «с двойным дном». Виктор Бабарико, которого вначале считали главным соперником Лукашенко, возглавлял «Белгазпромбанк», а на этом посту представить себе не «промосковскую» фигуру, честно говоря, трудно. После того, как Бабарико не допустили до выборов, а в отношении его банка началось расследование, главной надеждой оппозиции стала пара Сергея и Светланы Тихановских. Вначале на выборы шел Сергей. Когда ему было отказано в регистрации, кандидатом стала Светлана. И вдруг — милый сюрприз: Сергей Тихоновский обнаружился в базе данных украинском сайта «Миротворец» — за «сознательное нарушение государственной границы Украины с целью проникновения в захваченный российскими оккупантами Крым» и участие в попытках «легализовать оккупацию» Крыма. «Послужной список», не совсем подходящий для как бы прозападного кандидата. Этакая «операция под чужим флагом», которая по крайней мере у азербайджанской аудитории оставляют стойкое ощущение дежавю: в 2013 году на выборах президента Азербайджана у промосковского «Союза миллиардеров» и у как бы прозападного «Нацсовета» уже оказался один и тот же фаворит — Рустам Ибрагимбеков, который, правда, так и не отказался вовремя от российского гражданства и до регистрации не добрался. И это не считая дружного хора как бы прозападных грантовых НПО, которые начинали ну очень беспокоиться о «правах человека» в нашей стране, не замечая при этом в упор трагедии азербайджанских беженцев, как раз накануне важных решений по экспорту газа.
Но теперь уже в действие вводится сценарий не «майдана» и не «фальшивого кандидата» на выборах, а террористического заговора. И тут тоже многие эксперты советуют вспомнить события в Черногории. Эта страна весьма гостеприимно открывала свои двери перед российскими коммерсантами, экспатами и т.д. Но в 2016 году, во время общенациональных выборов и как раз накануне своего вступления в НАТО, тоже оказалась на волоске от политической катастрофы made in Russia. Об этом потом не раз рассказывалась в прессе, в том числе и в Minval.az: несколько десятков приехавших из России в Черногорию боевиков должны были устроить здесь серию терактов, убить местного лидера Мило Джукановича, переодевшись в форму черногорской полиции, захватывать здание парламента, наконец, открывать огонь по демонстрантам…Такой сценарий, как проговорился позже бывший советник Путина Андрей Илларионов. Москва уже пыталась реализовать в 2008 году против Грузии. А еще раньше, в девяностые — против Азербайджана. Такое вот дежавю на фоне белорусских пейзажей.
А ставки здесь для Кремля велики. Можно рассуждать об экономике, о тарифах на нефть и газ, которые не устраивали Минск, и «санкционном» продовольствии, которое через ту же Беларусь все же проникало на российский рынок, но на самом деле вопрос не в ценах на нефть и тем более не в креветках и мидиях. Под угрозой — независимость и государственность Беларуси как таковая. «Поглощение» Беларуси было одним из сценариев продления пребывания Владимира Путина у власти после 2024 года. Сегодня «конституционное» препятствие как бы обойдено и сроки обнулены, но остается вопрос опасно низкого рейтинга Владимира Путина. Поднять который до нужной высоты в Москве вполне могут попытаться при помощи очередного «возвращения в родную гавань». А так как мыслят в РФ категориями «сфер влияния», то вполне могут решить, что в случае с Беларусью «пипл схавает». То есть за Лукашенко западная общественность не вступится. А значит, можно провоцировать «фальшивый майдан», отправлять в страну «вагнеровцев» и т.д. И не исключено, что в сейфах лежит и «афганский вариант» — штурм президентского дворца, «ликвидация» одного лидера, замена его другим, а уже тот покорно зовет на помощь кремлевские войска.
Только вот в реальности такого рода сценарии куда вероятнее лишь ускорят начавшийся прозападный дрейф официального Минска. А в качестве «бонуса» — добавят аргументов тем, кто уже обвиняет Россию в поддержке международного терроризма.
Нурани, политический обозреватель