«Мы помним, как начинались карабахский, абхазский и южноосетинский конфликты»

«Мы помним, как начинались карабахский, абхазский и южноосетинский конфликты»

«Мы помним, как начинались карабахский, абхазский и южноосетинский конфликты»

Экс-помощник президента Азербайджана, ныне директор Центра стратегических и международных исследований Эльдар Намазов выступил с обращением к политическим лидерам Азербайджана и Грузии в связи с вопросом комплекса Кешикчидаг.

В обращении, поступившем в редакцию «Минвала», говорится:

«Как показали недавние события, этот вопрос является очень чувствительным для обоих наших государств и народов. Уже очевидно, что если в короткие сроки не найти взаимоприемлемых вариантов выхода из ситуации, подстрекательства наших внешних недоброжелателей и провокации различных маргинальных групп могут нарушить те традиционные отношения дружбы и стратегического партнерства, которые сложились между нашими народами, и которыми мы так дорожим. Это обязывает нас в спокойной и уважительной атмосфере обсуждать и найти такое решение этого вопроса, которое не только бы не разделило, а наоборот – еще более сблизило бы наши народы, укрепило азербайджано-грузинские отношения и наше взаимовыгодное сотрудничество.

Мы помним, как начинались карабахский, абхазский и южноосетинский конфликты, как опасно вовремя не реагировать на события, прятать голову в песок и думать, что проблемы сами по себе рассосутся. Также опасно порождать неоправданные общественные ожидания и иллюзии, которые потом, столкнувшись с реалиями, вызывают в обществе чувство обмана и гнева.

Нечто подобное происходит и сейчас, когда общественное мнение искусственно фокусируют на работе Совместной комиссии по делимитации и демаркации границы, которая недавно возобновила свою работу. Но эта совместная комиссия имеет очень конкретный и ограниченный мандат, и не может решать все вопросы, которые поднимаются в обществе в связи с данным монастырским комплексом.  И его решение, скорее всего, предопределено. Об этом свидетельствуют как некоторые заявления официальных лиц, так и понимание объективных реалий, которые сложились вокруг этого вопроса. Существующие с советских времен границы, разделившие этот исторический комплекс, зафиксированы в наших Конституциях, Азербайджан и Грузия в рамках этих документов обрели независимость и были признаны международным сообществом, в обоих государствах сформировалось идея о принадлежности этого комплекса к своей  истории и культуры, оба народа столкнулись с проблемой вооруженного сепаратизма и  насильственного отторжения части своей исторической территории и поэтому особенно чувствительны к вопросам неприкосновенности границ и др.

В этих условиях совместная комиссия не может прийти к иному решению как утвердить существующие границы и нет сомнения, что наши недоброжелатели будут пытаться преподносить это единственно возможное решение как чье-то «поражение» или «неурегулированность проблемы» для того, чтобы придать импульс новым провокациям и нагнетанию эмоций.

Между тем, существует и иной подход который, на мой взгляд, может способствовать достижению результата, который соответствовал бы общественным ожиданиям и государственным интересам наших стран.

В мировой практике, по трансграничным объектам экономического, природного, историко-культурного характера, обычно заключаются специальные межгосударственные договора о правилах совместного использования, охраны, реставрации и т.д.

Поэтому, параллельно с работой совместной комиссии по делимитации и демаркации границы, нам следует запустить и другой переговорный процесс, направленный на подписание межгосударственного соглашения, которое снимет все противоречия вокруг этого монастырского комплекса. Указанное соглашение между двумя странами может базироваться на следующих принципах:

– данный монастырский комплекс является единым историко-культурным памятником, расположенным на территории обоих государств

– совместным решением два государства создают историко-культурный заповедник, включающий все объекты по обе стороны границы, относящиеся к данному монастырскому комплексу

–  обеспечивается свободное посещение и пользование этим памятником верующими, учеными, туристами

– создается совместный попечительский совет и совместный механизм администрации заповедника для обеспечения сохранности, функционирования и поддержки комплекса.

Другими словами, решение проблемы комплекса Давида Гареджи/Кешикчидага не в том, как перекроить существующую границу, а в том, чтобы убрать разделительные линии на территории этого комплекса, сделать его единым, доступным для людей и символом дружбы азербайджанского и грузинского народов.

К слову, это не единственный трансграничный объект, по которому должны приниматься подобные решения: через озеро Джандар-гёль / Джандари тоже пролегает азербайджано-грузинская граница. Знаменитые тугайные леса Гараязы тоже делят нашу границу. Для сбережения и охраны этих уникальных водных ресурсов, редких пород флоры и фауны, тоже необходимы межгосударственные договора, чтобы совместными усилиями сохранить их для будущих поколений.

Я призываю политическое руководство Азербайджана и Грузии рассмотреть этот подход и, если сочтут его рациональным – дать поручение о создании совместной рабочей группы по разработке межгосударственного соглашения «О создании историко-культурного заповедника Давид Гареджи/Кешикчидаг».

Одновременное подписание обоих межгосударственных соглашений – «О делимитации границ» и «О создании историко-культурного заповедника Давид Гареджи/Кешикчидаг» является, на мой взгляд, самым разумным выходом из сложившейся ситуации».

Теги:
Из этой рубрики