Лишенная возможности плавать в больших морях большой геоэкономики Армения продолжает попытки самоутверждения в мелководье. Высокопарные заявления премьер-министра Никола Пашиняна о братских отношениях с Грузией и реалистичных проектах, что должны стать логическим итогом подписанных контрактов, это вербальные авансы продавца иллюзий, который своим неконвертируемым капиталом старается нарастить политический имидж.
Для него это на данном этапе сверхзадача. Он изо всех сил старается предстать в образе креативного политика, ибо в противном случае не долго растерять остаток ресурса. Человек площади, понаобещавший публике черти знает что, понимает, что делать реальную экономику — это не улицу баламутить. Голодным массам наравне с вкусными обещаниями нужно что-то подкинуть.
Премьер пока в режиме раскачки. Но это не мешает ощущать, насколько скоротечно время. Движение этой категории во власти и вне ее — не одно и то же. Человеку, облаченному официальными полномочиями, помимо ресурсов всегда времени в обрез. Цейтнот, как правило, выступает пособником неурядиц, тяжесть которых наращивается не по дням, а по часам.
В условиях системной инвалидности Армении это особенно актуально, ибо проблем накопилось дай Бог. Будучи в оппозиции, Пашинян, в принципе, верно расставил акценты, назвав многие вещи по именам. Но он ничего не сказал о том, что и как исправить. Чтобы не получилось, что не по Сеньке шапка, пытается изо всех сил и желает сотворить нечто экстраординарное. В определенной степени ему это удалось.
На сегодня интрига закручивается вокруг программной политики бравого деятеля-правдолюба по пробитию спасительного для судеб страны выхода в большой свет. Как ни парадоксально, заклятый враг Баку открывает Южный газовый коридор, который основательно переиначивает трансконтинентальную карту энергетических потоков, а Пашинян неистово несется в сторону севера, чтобы добиться альтернативного Верхнему Ларсу транспортного пути в сторону России. Чем не дело жизни?!
Пашинян на встрече с журналистами говорил пространно и даже интригующе, делая намеки на то, как вместе с грузинскими руководителями обсудил судьбоносные вопросы. Присущие его оценкам витиеватость и обтекаемость однако выявили отсутствие сколь-нибудь серьезных подвижек в решении важных задач. Можно заключить, что в портфеле армянского премьера всего лишь одна проблема – пробитие коридора. Однако не совсем.
В теории трудно возразить, ибо воцарившаяся в реалиях позитивная атмосфера имеет стратегическое для Еревана значение. Сигнал «стоп» на азербайджанском и турецком направлениях, конечно же, сыграл роковую роль для страны, открыто проповедующей экспансионизм. С Ираном армянские хронические штучки, замешанные на сепаратизме, уж точно не проходные. Остается один коридор возможностей в Грузии, той самой, в безграничной преданности и любви к которой два дня без устали признавался Никол Воваевич.
«Мы уверены, что в армяно-грузинских отношениях нет нерешаемых вопросов, так как для их успеха есть самое главное – настрой», — сказал Никол Пашинян и … направился в армянонаселенный Самцхе-Джавахети, где сепаратизм давно бьет ключом. Он сознательно переведен на режим малого огня, чтобы в нужный момент раскрыться пышным цветом, как это уже случилось в азербайджанском Карабахе.
Пашинян не преминул заметить, что за последние годы в Самцхе-Джавахети никто из глав государства Армении не был, и выступая в роли пионера, он застолбил за собой как минимум один плюс. Ему соотечественники бесспорно зачтут за плюс, и он это понимает. Где бы и что бы ни происходило, расширение национального ареала для армян – дело святое, и оно многое объясняет.
Сказать, что эта истина не ведома грузинскому обществу, или является новостью для его политической элиты, было бы не верно. Если Никол Пашинян укрепляет «атмосферу дружбы и братства с грузинами», левой рукой подогревая националистические настроения в трансграничном регионе, не трудно догадаться, на что рассчитаны его вроде бы безобидные откровения и старания. К чему они могут привести, ясно как божий день.
Армяне с их неразделимой идеей фикс традиционно благосклонны ко всему косному, фальшивому и запретному. Где бы ни полыхал огонь сепаратизма, они тут как ту. Это было и в Грузии, и в отсеченной от нее Абхазии, и даже Южной Осетии. Вожделенный транспортный коридор пытаются пробить опять же через расколотые пространства, пораженые войной сепаратизма. И теперь Ниокл Пашинян закладывает еще одну бомбу замедленного действия под проект под названием «Джавахетия», грезя о разблокировании возможностей свободного позиционирования в сложном окружении, где сами же умудрились настроить против себя всех, кого только можно.
Тихая необъявленная война за чужие ареалы – вот неотвратимая страсть народа, который непрестанно докучает, вызывая всюду огонь войн, разрухи и лишений.
То, как этому не противятся в Грузии, по меньшей мере вызывает недоумение. В разыгранной Николом Пашиняном партии нет никакого подстрочника. Все открыто и обезоруживающе, с печатью легитимности. И попробуй докажи, что церемониальные пляски с велеречивыми сентенциями о дружбе и братстве – это фальшь, да игра.
Тофик Аббасов