В затягивающейся армянской серии Москве вторую партию после проигранной первой придется играть черными, и чтобы отыграться, необходима продуманная комбинация с точечными ходами. Неторопливая реакция северного соседа, как известно, была обусловлена рядом причин, где печальному украинскому опыту с ее сумбурным навалом принадлежит не последнее место.
По армянскому поводу у многих возникли вполне дельные вопросы из серии «почему» и «как», ибо за последние двадцать лет Россия безраздельно держала Армению в орбите своего влияния, и ничто не предвещало кардинального изменения действовавшего положения. Как говорил Алексис де Токвиль, революции случаются тогда, когда их меньше всего ждешь. Чтобы вернуть все на круги своя, придется прибегнуть к real politic.
Да и при этом еще неизвестно, как дальше развернутся события, поскольку задолго до разрыва антироссийской бомбы разгул ненависти по отношению к Москве побил все рекорды. Для изменения положения одних полумер точно окажется недостаточно.
Политические нечестивцы и скользкие мошенники вроде Константина Затулина и иже с ним, усиливая дозу язвительных антиазербайджанских выпадов в топорном армянском лоббизме, предполагали, что их злоречивой фальши достаточно, чтобы удержать покорного вассала в узде. Горе-пропагандистам по сей день невдомек, что, дезориентируя Кремль, они еще и переиграли самих себя, обманувшись на жалкие армянские драмы.
Сегодня, когда ведущие персоны российского аналитического истеблишмента признают провал российской политики в Армении, они поневоле изобличают откровенно вредительскую по отношению к интересам Москвы суть позорной кавказской дипломатии Смоленской площади, прямиком угодившей лицом в грязь. Дикий антиазербайджанизм дал итог, полностью соответствующий логике близорукости.
Понятно, что Россия, чтобы выручить положение, обязана обезвредить прозападный запал командира улицы — Никола Пашиняна. Это понимает и герой протестной колонны, потому он на словах анонсирует курс многовекторности, будучи пока еще никем. Москва, делая вид, что верит, вынуждена думать об альтернативе.
Старая карабахская клика, которую смела улица, отныне не в состоянии предложить себя. Потерянный президент «нкр» Бако Саакян не только не тянет, но и по соображениям реалистичной политики не может рассматриваться в качестве находки.
Впору вспомнить, что Москва, заигрывая с карабахской хунтой, глупо прогадала. Ей не хватило политической воли дать по шапке полуграмотной шайке военных преступников, которые не только подвели себя под венец, но и запороли региональный порядок.
Пока бравые полевые командиры мутили воду в карабахском политическом процессе, «дальнозорким» со Смоленской площади казалось, что все у них под контролем. Или они не додумались, или же не захотели признать приближение еще одного геополитического дефолта.
Будь Москва заинтересована и настойчива в карабахском урегулировании, сегодня в регионе мог бы быть совершенно иной расклад. Во всяком случае, положение могло бы быть более предсказуемым для всех заинтересованных сторон. Потакание агрессору, который до последнего бряцал оружием, нет, уже не в направлении Азербайджана, а в отношении армянского народа, довело обстановку до печального и безнадежного состояния, и крах лавровской дипломатии налицо.
Дошло до того, что российский посол в Армении Иван Волынкин, встретившись с Николом Пашиняном, попросил собеседника дать гарантии, что «договор о дислокации военной базы РФ в Гюмри не будет отозван до 2049 года». Уличный командир вроде смилостивился. Однако не прошло и двух часов после встречи, как Пашинян обратился к сторонникам с призывом быть готовыми в любой момент выйти на улицы «для отстаивания законных требований народа». Случай, когда комментарии не требуются.
Все последние дни российские каналы транслируют из Еревана репортажи с сусальным контентом, когда люди разного возраста и рода деятельности в камеру признаются в безграничной любви к России, говорят о незыблемости армяно-российской дружбы. Дежурные пассажи никак не отражают действительное положение вещей.
Можно согласиться с тем, что происходящее в Ереване это не совсем майданный сценарий, что был разыгран в Киеве. Однако аналогий очень много, к тому же глупо не соглашаться с тем, что все следы ведут на Запад. Но, самое печальное для Москвы даже не в этом. Кремль проглядел последние ротации на скамейке запасных армянской политической команды.
После позорного провала карабахской клики, которую Запад сейчас мордует из-за ее увесистых счетов в офшорах и выкупленной недвижимости в разных странах, российская дипломатия спешно ищет варианты замены. Не мудрено. Пока грабители народного добра занимались своими делами, резервные позиции в пуле запасных заняли прозападные политики из новой поросли, и их мало что связывает с Москвой.
Российский истеблишмент, для которого инаугурационные хлопоты Владимира Путина на время задвинули армянский вопрос, вынужден сконцентрироваться на решающей партии. Кремлю сперва придется восстановить доапрельский статус-кво, а далее залить платформу с послушной и дееспособной креатурой.
Не сказать, что подобающих блоков и персоналий нет, но даже при этом условия обезвоживания армянского национального организма затрудняют борьбу со свирепствующей антироссийской эпидемией. Кремлю это известно, потому он пойдет на все, чтобы предотвратить революционное похищение еще одной страны из-под своего носа. Шутка ли?! Уход Армении лишает Москву, может и не самого важного, но пояса безопасности. Чтобы предотвратить тревожное, одной мягкой силы точно окажется недостаточно. Партия обещает быть непредсказуемо интересной.
Тофик Аббасов