Экс-глава МИД Азербайджана Тофиг Зульфугаров прокомментировал муссируемые в СМИ Армении и Азербайджана разговоры о возможном прорыве в мирном процессе по Карабаху после президентских выборов в двух странах.
Ниже публикуем статус Зульфугарова в Facebook (орфография и пунктуация автора сохранены. — прим. Minval.az):
В СМИ Армении и Азербайджана появилось неожиданно много комментариев, напоминающих организованную утечку информации. Речь идет, о неких новых идеях сопредседателей Минской Группы, которые участником с азербайджанской стороны оценены, как перспективные.
Дальнейшие попытки уточнить, что же было нового предложено в Кракове, неожиданно дали свой результат. Не буду перечислять многоголосье этих «утечек», но все они имели одну и ту же форму в виде тезисов, что это предложение, представляет собой идею поэтапно выполняемых, так называемых «малых пакетов». Людям, которые никогда не участвовали в переговорном процессе, эта «креативная бессмыслица» ничего не говорит. И поэтому, в качестве сухого остатка, больше психологического, чем информационного, оставляет ощущение того, что нечто новое затевается Сопредседателями, и с учетом переноса президентских выборов с октября на апрель в Азербайджане, в переговорном процессе могут произойти «обнадеживающие сдвиги».
Для того, чтобы понять, что собой представляет идея «малых пакетов», необходимо вернуться к тезисному, ретроспективному анализу Минского процесса. Мы все хорошо знаем, что после того, как 24 марта 1992 года в Хельсинки был принят мандат Минской Конференции, в мае армянская сторона оккупировала Шушинский и Лачинский районы. Мандат Минской Конференции предполагал определение политического статуса Нагорного Карабаха. Но согласованное решение созвать Минскую Конференцию и начать обсуждать будущий статус Нагорного Карабаха стало невозможно реализовать, из-за состоявшихся оккупаций двух районов.
Тогда, по инициативе Госсекретаря США Уоррена Кристофера, в Лиссабоне (опять Лиссабон), было принято решение о созыве переговоров на Чрезвычайную Предварительную Встречу Минской Группы в Риме для того, чтобы устранить последствия оккупации и открыть дорогу к созыву Минской Конференции по определению статуса.
То есть, единственным местом, где должен был обсуждаться будущий политический статус Нагорного Карабаха, все международное сообщество, признавало Минскую Конференцию. Никакая другая структура, включая Минскую Группу, не имеет мандата организовывать и проводить любые переговоры, связанные с определением политического статуса.
Уважаемые читатели, запомните это обстоятельство, пожалуйста. Потому, что оно дает понимание того, что пытаются нам «пропихнуть» Краковские последователи Владимира Казимирова.
Продолжая ретроспективный анализ нужно отметить, что в целом абсолютное большинство предложение Сопредседателей Минской Группы, касались только проблемы поиска решений для создания условий Минской Конференции и главного условия- освобождения всех оккупированных территорий Азербайджана.
А именно, их целью и задачей повторяю, являлось устранение последствий оккупации территории Азербайджана, возвращение перемещенных лиц и создание тем самым условия для открытия Минской Конференции, где должны определить путем переговоров будущий политически статус Нагорного Карабаха.
Минская Группа осуществляя посредничество и вела переговоры с целью подготовки Прелиминарного Соглашения (предварительного соглашения) для выполнения своей главной задачи описанной выше.
Любое соглашение – это конечно пакет условий и задач, который регламентируется взаимными обязательства и интересами сторон. В Прелиминарном Соглашении в нашем случае, Минская Группа должна была определить обязательства армянской стороны – освободить оккупированные территории, тем самым создав условие для «достойного и безопасного возращения перемещенных лиц к своим родным очагам». Азербайджанская сторона в свою очередь, должна была, как и армянская сторона, обеспечить выполнение комплекса военно-технических мер с целью обеспечения безопасности возвращающегося населения и выполнения мер, обеспечивающих гарантированное невозобновление военных действий.
Среди военно-технических мер, особо выделялись отвод и концентрация тяжелого вооружения в специально отведенных местах, объявление бесполетной зоны и развертывание операции по поддержанию мира для обеспечения реализации других мер безопасности.
Как видите, военно-технические меры не предполагают предоставления какого-либо политического статуса Нагорному Карабаху. Иногда комплекс военно-технических мер называют временным статусом, так, как к нему возможно будут добавлены политические гарантии невозобновления военных действий, в виде специальной резолюции Совета Безопасности ООН в поддержку достигнутого соглашения. Но все это конечно не политический статус, который как было указано выше, должен быть определен только на Минской Конференции.
И вот сегодня получается, что в Кракове нам предлагают маленькие пакеты, в которых армяне будут обменивать части оккупированных территорий на части политического статуса. Это конечно- полный логический бред, так, как невозможно обменять оккупированный Агдамский район на часть политического статуса, который определяет например, будущую налоговую систему автономии, особенно в условиях когда армяне не собираются вести переговоры об автономном статусе. И если даже они согласятся вести переговоры об освобождении Агдамского района на «положения статуса о регламентирующего законы о налогах», то будут отстаивать версию, которая определяет налоговую систему независимого государства. Этот логический анализ, абсолютно применим ко все другим основным компонентам положений о политическом статусе:- избирательной системе, вопросам безопасности, положениям по разграничению полномочий, регламентирования внешних связей и так далее. То есть в Кракове нам по сути дела предлагается тупиковое направление, которое заведомо обречено на неудачу. Причем идея «малых пакетов» возникла очень давно и автором ее является В.Н. Казимиров. Он предложил ее будучи Сопредседателем Минской Конференции на одном из раундов переговоров, но она была отвергнута, а затем Гейдар Алиев добился отстранения В. Казимирова от переговорного процесса от М. Примакова, и его отослали послом на Коста-Рику. И вот, сегодня, неожиданно «тень отца Гамлета» появилась в виде «малых пакетов» в Кракове, причем именно в январе 2018 года произошло это удивительное и невероятное, с точки зрения здравой логики, событие.
Объяснение простое- «театру» под названием Минская Группа необходимо создать новые декорации, для бесконечного спектакля под названием – переговоры Минской Группы. Хотелось бы, чтобы с этим анализом, а я уверен, что так и будет, ознакомился Министр иностранных дел Э. Мамедъяров, и осознав изложенную выше логику, больше не оценивал «идею малых пакетов», как перспективную.