Независимый журналист Андре Видмер уже многие годы освещает события в постсоветских республиках. Его статьи в разное время были опубликованы в таких известных швейцарских и немецких изданиях, как NZZ, NZZ am Sonntag, Die Welt, Frankfurter Allgemeine Sonntagszeitung, Wochen Zeitung, Neues Deutschlandи другие. Видмер также является автором книги «Забытый конфликт», посвященной армяно-азербайджанскому нагорно-карабахскому конфликту. Minval.Az со ссылкой на «Вестник Кавказа» представляет вашему вниманию интервью с Андре Видмером.
— Господин Видмер, вы один из немногих европейских журналистов и фотографов, последовательно занимающихся проблематикой конфликтов на постсоветском пространстве. Что пробудило ваш профессиональный интерес к странам бывшего союза?
— В 2003 году я впервые в частном порядке посетил Москву вместе с отцом. Потом последовало еще несколько поездок, в ходе которых люди, страна и жизнь в ней начали интересовать меня все больше. К 2006 году я начал частично связывать со своим интересом к «востоку» также и свою журналистскую деятельность. Но я не военный фотограф. За исключением Донбасса, в этом году я был сконцентрирован на последствиях более ранних войн, результатах «замороженных конфликтов» — конфликтов, вроде нагорно-карабахского, продолжающихся десятилетиями. В первую очередь, я журналист, пишущий тексты. Но иллюстрированием своих репортажей я занимаюсь сам. Люди и места, о которых идет речь в моих статьях, по большей части присутствуют на фотографиях. Когда ты работаешь свободным журналистом, необходимо соответствовать газетным стандартам качества фотографий. В основном мне это удается.
— Как вы пришли к нагорно-карабахской тематике?
— Само название «Нагорный Карабах» было знакомо мне из газетных заголовков еще с 1990-х годов, когда я был еще совсем молод. И как журналисту мне нужны были, конечно же, интересные темы. Чем дольше я занимался этим конфликтом и чем чаще я ездил на Южный Кавказ, тем сильнее становился мой интерес. В Нагорном Карабахе я был дважды в течение нескольких дней. Во время третьей попытки попасть в Нагорный Карабах через Армению меня остановили в Ереванском аэропорту. Я часто бывал и в Азербайджане, оставаясь там также по несколько дней. Наиболее яркие впечатления – это, конечно, разрушенные населенные пункты, вроде Агдама и Шуши. Очень важны были также встречи с беженцами.
— Насколько я знаю, в Армению вам въезд запрещен. В связи с чем армянские власти приняли подобное решение?
— Официального ответа я не получал. Могу лишь предположить, что мои фотографии и статья о разрушенном Арменией и разграбленном городе Агдам сыграли здесь решающую роль. Как и сама моя поездка в Агдам, поскольку посещение этого города, по идее, запрещено.
— Какова была реакция европейской общественности на Вашу книгу “Der vergessene Konflikt“ («Забытый конфликт»), посвященную проблеме Нагорного Карабаха?
— Сказать откровенно? Моя книга была признана качественным трудом, но уровень продаж при этом оказался низким. Да, этот конфликт забыт. Причем, забыт и отодвинут на второй план уже много лет. Сегодня, когда на европейской повестке стоят такие проблемы, как «Исламское государство», беженцы в Средиземном море и Европе, а также война на востоке Украины, тема Нагорного Карабаха не часто упоминается в СМИ. Это несправедливо по отношению к беженцам в Армении и Азербайджане, поскольку и у них есть право на жизнь на собственной родине. И должно быть найдено решение для окончания армянской оккупации азербайджанских территорий. Международное сообщество должно взять на себя обязанность по разрешению данного конфликта, поскольку очевидно, что Армения и Азербайджан не в состоянии сделать этого. И, если будет необходимо, надо применять давление.
Minval.Az