— По какой причине, по вашему мнению, произошлисобытия в Турции, и к чему это приведет страну и ее правительство?
— Формальный повод для выражения протеста известен и связан с планами правительства и муниципалитета Стамбула построить на территории любимого горожанами и, в особенности молодежью, парка Гези в районе Таксим современный торговый центр. Малочисленный первоначально митинг экологов был разогнан полицией, которая проявила при этом немотивированную жесткость. В ответ к протестам в Стамбуле присоединились уже десятки, а по стране сотни тысяч, преимущественно молодых, радикально настроенных людей. Однако истинные причины такого, на первый взгляд, довольно неожиданного поворота событий, глубже и весомей. По степени важности я их ранжировал бы так:
Турки, в особенности молодое поколение в крупных городах, очевидно устало от многолетнего пребывания у власти АКП и ее бессменного лидера Эрдогана. Под его руководством Турция за последние десятилетие совершила скачек в экономическом развитии, укрепила свои геополитические позиции. На фоне жестокого финансового кризиса в Европе, в особенности в соперничающей с Анкарой Греции и Кипре, в Турции была оздоровлена финансовая система, покончено с галопирующей инфляцией, выросли реальные доходы населения. Отрицать это не в состоянии ни один сколько-нибудь объективный наблюдатель. Однако одновременно в стране усиливалась исламизация, что негативно воспринималось городскими образованными слоями и молодежью. Существенное ограничение с продажей спиртных напитков вызвало неудовольствие даже у малопьющих людей. Сам Эрдоган за долгие годы нахождения у власти стал вести себя безапелляционно, даже надменно. Он жестко навязывать правительству и обществу только собственное мнение, уклонялся от широкого диалога по важным для страны вопросам. Такой стиль Эрдогана вызывал неприятие не только у оппонентов, но даже у сторонников правящей партии. Он старался подчинить себе такие традиционно находящиеся вне непосредственного контроля исполнительной власти институты как армия и суды, что вызывало настороженность у ревнителей светских, республиканских и националистических традиций, который заложил основатель современной Турции Ататюрк.
Оппозиция, и в первую очередь, НРП (CHP-ред.), безусловно, стремится использовать общественное недовольство, вырвавшееся наружу вследствие неловких, жестких и прямолинейных действий правительства Эрдогана. Очень скоро все депутаты от этой партии вышли к митингующим и встали в их первых рядах. НРП имеет сильное влияние как раз в студенческих кругах, в профсоюзах и именно они составляют основную массу и организационный ресурс массовых протестных действий. Нельзя исключить скрытой поддержки протестующим со стороны недовольных Эрдоганом военных кругов. Однако в этих институтах сильна приверженность государственности и определенную черту, за которой возникает прямая угроза ей, они вряд ли перейдут.
Нельзя исключать и определенное внешнее влияние. Ослабление действующего правительства Эрдогана на руку Сирии и Ирану. Существенно усилившаяся за последнее десятилетие Турция, которая все чаще ведет достаточно самостоятельную внешнеполитическую линию, вряд ли вызывает восторг в Вашингтоне, в Европейских столицах, в Израиле. Если и не прямо, то косвенно, используя скрытые каналы финансирования, глобальные медийные ресурсы внешние игроки определенное воздействие на процессы в Турции будут стремиться оказать, но, на мой взгляд, возможности эти преувеличивать не стоит.
В целом до «Турецкой весны», как это поторопились предречь некоторые аналитики, дело скорей всего не дойдет. Однако, без существенных потерь выпутаться из сложившийся ситуации ни АКП, ни премьер Эрдоган вряд ли смогут. В ближайшие дни выяснится, пойдет протест на спад или же наберет обороты. В зависимости от этого реакция может быть ограничена конкретными уступками в вопросах, вызвавших широкое недовольство. Как крайняя мера – могут быть проведены существенные перестановки в правительстве, в полицейском ведомстве и даже объявлены досрочные парламентские выборы.
— Какое влияние окажет ход событий в Турции на ситуацию в Азербайджане? Как возможный уход Эрдогана скажется на азербайджанской политике?
— Каждый раз, когда происходят подобные события (Украина, Грузия, Киргизстан, Арабская весна и др.) оппозиция в Азербайджане приходит в возбуждение. Принимая во внимание, что у нас осенью предстоят президентские выборы, оживление политической жизни вполне ожидаемо. Но так как ранее революционные процессы в названных странах не удалось спроецировать непосредственно на Азербайджан, не думаю, что даже если в Турции ситуация дойдет до правительственного кризиса, это решающим образом скажется на раскладе сил у нас в стране. Тем более что пока правительство Эрдогана контролирует ситуацию и имеет значительные незадействованные ресурсы и в первую очередь мобилизацию своих сторонников, которых достаточно много.
С точки зрения реализации намеченных больших совместных энергетических проектов (TANAP, Petkin) и внешнеполитической поддержки Анкарой Азербайджана, гипотетический уход Эрдогана с поста главы правительства Турции существенно не отразится на традиционно прочных, союзнических отношениях между нашими странами. При этом очевидно, что любое ослабление Турции, пусть временное, для Азербайджана нежелательно.
Подготовила Ульвия Ахундова










